Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 836670–8 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О публично-правовой компании «Роскадастр» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4
Федерального закона „О публично-правовой компании „Роскадастр“ и отдельные
законодательные акты Российской Федерации“ (далее — Законопроект),
внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации,
комитет по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях принятия мер, направленных на
повышение эффективности управления недвижимым имуществом, сокращения
количества земельных участков, границы которых не определены в соответствии
с законодательством Российской Федерации, посредством оптимизации
деятельности по решению задач по оформлению прав на объекты недвижимости,
определению местоположения границ объектов недвижимости, исправлению
реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости
(далее – ЕГРН).
Законопроектом предусматривается, что публично-правовая компания
»Роскадастр» (далее – Роскадастр) на основании соглашений с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного
самоуправления (далее – Соглашения) вправе выполнять работы и оказывать
услуги, в частности, по подготовке документов, необходимых для образования или
предоставления находящихся в государственной или муниципальной
собственности земельных участков, обеспечению осуществления
государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав,
внесению в ЕГРН отсутствующих или подлежащих уточнению сведений о ранее
учтенных объектах недвижимости, выявлению правообладателей ранее учтенных
объектов недвижимости, выявлению и учету бесхозяйных объектов недвижимости
и выморочного имущества, осуществлению геодезической или картографической
деятельности, выполнению кадастровых работ.
Законопроектом предлагается внести в Земельный кодекс Российской
Федерации изменения, закрепляющие за Роскадастром право на основании
Соглашения осуществлять подготовку схем расположения земельных участков,
подготовку документов, необходимых для образования и предоставления
земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, документов, необходимых для осуществления государственного
кадастрового учета таких земельных участков или государственной регистрации
прав на них, а также документов, необходимых для заключения соглашения об
установлении сервитута в отношении указанных земельных участков. В таких
случаях между органами государственной власти субъектов Российской
Федерации или органами местного самоуправления, уполномоченными на
предоставление земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, и Роскадастром не могут быть заключены иные
гражданско-правовые договоры, предмет которых совпадает с предметом
Соглашения.
При этом Роскадастру не могут передаваться полномочия по принятию
решений об утверждении схем расположения земельных участков и проектов
межевания территории, полномочия по предоставлению (в том числе на
основании аукционов) находящихся в государственной или муниципальной
собственности земельных участков, а также полномочия по заключению
соглашений об установлении сервитута и договоров купли-продажи, аренды,
безвозмездного пользования в отношении находящихся в государственной или
муниципальной собственности земельных участков.
При этом расчеты, позволяющие оценить объем дополнительных расходов,
которые могут возникнуть в связи с заключением Соглашений, в материалах к
Законопроекту не представлены.
Согласно Законопроекту форма типового Соглашения будет утверждаться
Правительством Российской Федерации.
Комитет отмечает, что существенные условия Соглашения, включая
основания его применения и расторжения, а также порядок расчета цены
Соглашения Законопроектом не оговариваются.
Законопроектом предлагается закрепить, что при заключении Соглашения
не применяются положения законодательства о контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд. Обоснования причин указанного изъятия не представлено.
Также Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О
кадастровой деятельности» требованием предусматривать в Соглашении условие
по выполнению Роскадастром полного цикла кадастровых работ (от подготовки
документов, необходимых для образования или предоставления земельных
участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до
самих кадастровых работ). В случае наличия в Соглашении условия по
выполнению Роскадастром полного цикла кадастровых работ указанными
органами не могут быть заключены иные договоры с Роскадастром, предмет
которых совпадает с предметом Соглашения, в том числе договоры подряда на
выполнение кадастровых работ.
При этом Соглашение должно предусматривать порядок и условия
финансирования деятельности Роскадастра, осуществляемой в соответствии с
Соглашением, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных
бюджетов) в размере не более 50 % от поступивших доходов в бюджет субъекта
Российской Федерации или муниципального образования, образовавшихся в
результате исполнения Роскадастром Соглашения, в том числе доходов в связи с
образованием и предоставлением на соответствующей территории земельных
участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на
срок не менее пяти лет с даты начала зачисления указанных доходов в
соответствующий бюджет по каждому объекту недвижимости.
Комитет отмечает необходимость учета установленного Бюджетным
кодексом Российской Федерации принципа общего (совокупного) покрытия
расходов бюджетов, согласно которому расходы бюджета не могут быть увязаны с
определенными доходами бюджета.
Кроме того, Законопроектом предусматривается внесение в Федеральный
закон «О государственной регистрации недвижимости» корреспондирующих
изменений, уточняющих порядок выявления правообладателей ранее учтенных
объектов недвижимости на основании Соглашения, заключенного Роскадастром
с органами государственной власти или органами местного самоуправления,
уполномоченными на выполнение мероприятий по выявлению правообладателей
объектов недвижимости. В частности, предлагается установить запрет (на
основании Соглашения) на передачу Роскадастром полномочий по принятию
решений о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости,
а также решений о выявлении бесхозяйных объектов недвижимости.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту его
реализация не повлечет необходимость выделения дополнительных ассигнований
из соответствующих бюджетов, а также сокращения их доходной части и будет
осуществляться за счет средств от приносящей доход деятельности Роскадастра,
которые не являются средствами федерального бюджета, с последующей
компенсацией в виде оплаты по соглашению после выполнения работ или
оказания услуг посредством предоставления субсидии Роскадастру в целях
финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи выполнением работ,
оказанием услуг, предусмотренных Законопроектом.
Такое возмещение должно будет осуществляться из бюджета субъекта
Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации
о бюджете субъекта Российской Федерации, а также из местного бюджета в
соответствии с решением представительного органа муниципального образования
о местном бюджете.
По мнению комитета, срок вступления в силу Законопроекта необходимо
согласовать с нормами статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона
»О публично-правовой компании «Роскадастр» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации».