Рассмотрев проект законодательной инициативы № 8–709 «О внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», подготовленный
Законодательным собранием Санкт-Петербурга (далее — Законопроект),
комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается уточнить отдельные положения Бюджетного
кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс), касающиеся
бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации и межбюджетного
регулирования.
Статьей 139 Бюджетного кодекса установлены сроки заключения
соглашений о предоставлении субсидий местным бюджетам, предусмотренных
законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской
Федерации на очередной финансовый год и плановый период, определяемые с
начала очередного финансового года либо со дня вступления в силу закона
субъекта Российской Федерации о внесении изменений в соответствующий
закон о бюджете субъекта Российской Федерации.
Законопроектом предлагается уточнить указанные положения,
предусмотрев дополнительно срок заключения соглашений о предоставлении из
бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам субсидий,
распределение которых утверждается актом высшего исполнительного органа
субъекта Российской Федерации, — не позднее 30 дней после дня подписания
(изменения) указанного акта высшего исполнительного органа субъекта
Российской Федерации.
Данное изменение направлено на повышение оперативности
распределения субсидий между муниципальными образованиями на
конкурсной основе, а также предоставления субсидий за счет средств резервного
фонда высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации без
принятия закона субъекта Российской Федерации.
Законопроектом также предлагается дополнить положения статьи 1423
Бюджетного кодекса, касающиеся распределения субсидий из местных
бюджетов бюджетам других муниципальных образований, нормой о принятии
нормативных правовых актов представительного органа муниципального
образования, из бюджета которого предоставляется субсидия, в соответствии с
общим порядком и условиями предоставления межбюджетных трансфертов из
местных бюджетов, которые установлены законом субъекта Российской
Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного
органа субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Законопроектом предлагается исключить из бюджетных
полномочий городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и
Севастополя, установленных статьей 8 Бюджетного кодекса, полномочие по
определению порядка исполнения расходных обязательств внутригородских
муниципальных образований в составе указанных субъектов Российской
Федерации, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения.
По мнению авторов Законопроекта, предлагаемые изменения связаны с
обеспечением принципа самостоятельности бюджетов в части права органов
местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс и
определять формы и направления расходования средств местных бюджетов.
Вместе с тем положениями Федерального закона от 6 октября 2023 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» установлены особенности местного самоуправления
внутригородских муниципальных образований городов федерального значения
Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Так, перечень вопросов местного
значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских
муниципальных образований городов федерального значения определяются
законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения
исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Местная
администрация в таких муниципальных образованиях может не формироваться.
Следует отметить, что в соответствии с указанным федеральным законом
законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения
могут быть предусмотрены особенности осуществления отдельных
государственных полномочий субъектов Российской Федерации — городов
федерального значения, переданных органам местного самоуправления
внутригородских муниципальных образований городов федерального значения,
в случае если осуществление данных полномочий не потребует расходов за счет
средств бюджетов городов федерального значения и (или) местных бюджетов, а
также материальных средств.
Федеральным законом от 20 марта 2025 года № ЗЗ-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной
власти» определены принципы образования, формирования и деятельности
органов местного самоуправления, их полномочия и ответственность, порядок
взаимодействия между собой и с иными органами, входящими в единую систему
публичной власти, с учетом перехода к преимущественно одноуровневой
системе организации местного самоуправления. Федеральным законом также
установлены особенности организации местного самоуправления в субъектах
Российской Федерации — городах федерального значения.
Комитет отмечает, что предлагаемое в Законопроекте изменение в
подходах к определению порядка исполнения расходных обязательств
внутригородских муниципальных образований в составе указанных субъектов
Российской Федерации, вытекающих из полномочий по вопросам местного
значения, требует дополнительных обоснований. Представляется
целесообразным рассмотреть возможность учета указанного предложения в
процессе приведения положений Бюджетного кодекса в соответствие с
Федеральным законом от 20 марта 2025 года № ЗЗ-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
В связи с изложенным Комитет полагает, что Законопроект нуждается в
доработке.
Также отмечаем, что настоящий отзыв не может препятствовать
реализации Законодательным Собранием Санкт-Петербурга права
законодательной инициативы и принятию решения о внесении подготовленного
Законопроекта в Государственную Думу.