Рассмотрев проект законодательной инициативы № 8–711
«О внесении изменения в статью 34643 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации» (далее — Проект), подготовленный Думой
Астраханской области, комитет отмечает следующее.
Проект разработан в целях соотнесения норм Налогового кодекса
Российской Федерации (далее — НК РФ) и законодательства Российской
Федерации, регламентирующего порядок осуществления частной охранной
деятельности.
Проектом предлагается исключить деятельность по оказанию услуг
уличных патрулей и охранников из перечня видов предпринимательской
деятельности, в отношении которых может применяться патентная система
налогообложения (далее — ПСН).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта
1992 года № 2487–1 «О частной детективной и охранной деятельности
в Российской Федерации» (далее — Закон № 2487–1) частная детективная
и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной
договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими
специальное разрешение (лицензию) организациями и индивидуальными
предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих
клиентов.
Согласно статье 11 Закона N° 2487–1 оказание услуг в сфере охраны
допускается только организациями, специально учреждаемыми для
их выполнения и имеющими лицензию, предоставленную федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной
охранной деятельности, или его территориальным органом. Исходя из норм
статей 11 и 111 Закона № 2487–1, частный охранник вправе оказывать услуги
в сфере охраны только в период выполнения им трудовой функции
в качестве работника частной охранной организации.
Необходимо также отметить, что в Федеральном законе от 30 ноября
2024 года № 427-ФЗ «О частной охранной деятельности» (вступает в силу
с 1 сентября 2026 года) сохранены указанные требования к осуществлению
деятельности по оказанию услуг в сфере охраны.
Кроме того, пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона
от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности» предусмотрено, что частная охранная деятельность подлежит
лицензированию. Согласно статьям 112 и 113 Закона № 2487–1,
а также постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июня
2011 года № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной
детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» лицензию
на осуществление частной охранной деятельности может получить только
организация.
При этом в соответствии со статьей 34644 НК РФ плательщиками
ПСН являются только индивидуальные предприниматели.
Таким образом, индивидуальный предприниматель не вправе
оказывать услуги в сфере охраны, и, соответственно, не может применять
ПСН в отношении данного вида деятельности.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным поддержать
проект законодательной инициативы № 8–711 «О внесении изменения
в статью З4643 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции
Российской Федерации законопроекты, предусматривающие введение
или отмену налогов, освобождение от их уплаты, об изменении финансовых
обязательств государства могут быть внесены только при наличии
заключения Правительства Российской Федерации. Соответственно,
в случае принятия решения о внесении подготовленного законопроекта
в Государственную Думу потребуется получение заключения Правительства
Российской Федерации.