Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон „О потребительском кредите (займе)“ и Федеральный закон
»О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении
деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений
в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых
организациях» (далее – проект федерального закона), внесенный депутатами
Государственной Думы С.М.Мироновым, А.В.Терентьевым, О.А.Ниловым,
Я.В.Лантратовой, А.А.Кузнецовым, Н.В.Новичковым, М.Г.Делягиным, комитет
отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагаются изменения в
законодательство, направленные на запрет деятельности по возврату
просроченной задолженности профессиональными коллекторскими
организациями. Предусматривается, что такая деятельность будет осуществляться
исключительно кредитными и микрофинансовыми организациями.
Комитет считает необходимым отметить, что коллекторские агентства
являются неотъемлемой частью финансового рынка, услугами которых
пользуются не только финансовые, но и другие организации. Федеральным
законом № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при
осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о
внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и
микрофинансовых организациях“ введены правила и ограничения для
коллекторских агентств направленные на защиту прав и достоинства должников,
повышены стандарты работы и введена обязательная аккредитация
коллекторских агентств. Надзор за деятельностью коллекторских агентств
осуществляет Федеральная служба судебных приставов России.
Предусмотрена административная, а при наличии признаков уголовно
наказуемого деяния уголовная ответственность коллекторских агентств за
нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов
физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной
задолженности.
По данным Банка России на 1 февраля 2025 года объем просроченных
розничных кредитов в банках составил около 1,34 трлн рублей, что на 16% выше,
чем годом ранее. Также отмечается увеличение доли просроченных кредитов в
общем объеме задолженности физических лиц за период с 1 февраля 2024 года
по 1 февраля 2025 года с 3,6% до 3,8%. Комитет отмечает, что в текущих условиях
по‑прежнему актуальны методы „расчистки“ балансов банков от „плохих долгов“,
а также снижение операционных расходов банков на судебные издержки по
взысканию долгов, что невозможно без участия коллекторских агентств.
Комитет обращает внимание, что Государственной Думой рассматривались
проект федерального закона № 422304–8 „О внесении изменений в статью 5
Федерального закона „О потребительском кредите (займе)“ и о признании
утратившим силу Федерального закона „О защите прав и законных интересов
физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной
задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О
микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“, имевший
сходный предмет правового регулирования, который был отклонен
Государственной Думой 7 декабря 2023 года, а также проект федерального закона
№ 655566–8 „О внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой
деятельности и микрофинансовых организациях“ (в части запрета уступки прав
(требований) по договорам микрозайма), также имеющий сходный предмет
правового регулирования, который был отклонен Государственной Думой 12
февраля 2025 года.
Комитет также считает, что вопрос развития рынка коллекторских услуг
должен быть связан с дальнейшим совершенствованием законодательной и
нормативной базы профессионального взыскания задолженности, контролем за
соблюдением этических стандартов профессиональными коллекторскими
агентствами.
С учетом изложенного комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О
потребительском кредите (займе)“ и Федеральный закон „О защите прав и
законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по
возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный
закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“.
Информируем также Вас о том, что комитеты Совета Федерации,
являющиеся соисполнителями при рассмотрении проекта федерального закона,
не поддерживают его концепцию.