Отзывы на ПФЗ

Отзыв по проекту законодательной инициативы № 8–706 «О внесении изменений в статьи 3 и 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», подготовленному Законодательным Собранием Ульяновской области

Рассмотрев проект законодательной инициативы № 8–706 «О внесении
изменений в статьи 3 и 8 части первой Налогового кодекса Российской
Федерации» (далее — Проект), подготовленный Законодательным Собранием
Ульяновской области, комитет отмечает следующее.
Проект подготовлен в целях уточнения используемой в Налоговом
кодексе Российской Федерации (далее — Кодекс) терминологии и вносит два
изменения в часть первую Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Кодекса все неустранимые
сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и
сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора,
плательщика страховых взносов, налогового агента). Проектом предлагается
в указанном пункте слово «сомнения» заменить словом «неточности».
Следует отметить, что в части правовых последствий для
налогоплательщика при наличии сомнений, противоречий и неясности актов
законодательства о налогах и сборах пункт 7 статьи 3 Кодекса направлен на
реализацию пункта 6 указанной статьи, согласно которой акты
законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким
образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы),
когда и в каком порядке он должен платить.
Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова слово
»сомнение» означает «неуверенность в истинности чего‑либо, затруднение при
разрешении какого‑либо вопроса», что наиболее точно отражает те трудности,
с которыми может столкнуться налогоплательщик в правоприменительной
практике.
Что касается термина «неточность» (имеющего значение «не полностью
соответствующий заданному»), то в Кодексе он употребляется применительно
к документам в случае обнаружения в них неполноты сведений, неточностей
либо ошибок (пункт 7 статьи 2514, пункт 2 статьи 10516, пункт 6 статьи 10516–2,
пункт 2 статьи 10516»4, пункт 4 статьи 10516–5, пункт 4 статьи 10516–5 Кодекса).
В связи с этим полагаем, что замена слова «сомнения» не имеет
достаточных оснований и может привести к терминологической путанице.
Также Проектом предлагается изменить определение понятия «налог»,
исключив из него слова «в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления
денежных средств» (пункт 1 статьи 8 Кодекса). По мнению авторов Проекта,
на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного
управления организациям и физическим лицам могут принадлежать только
наличные деньги (вещи), но не безналичные денежные средства, находящиеся
на счетах в банках или иных кредитных организациях, которые являются
имущественными правами, а не вещами. Это согласно буквальному смыслу
указанного пункта Кодекса исключает возможность взимания безналичных
денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
Необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 8 Кодекса под
налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, а
платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем
наличных и безналичных расчетов, включая расчеты цифровыми рублями
(пункт 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации). На
денежном характере налога основано все законодательство Российской
Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Кодекса объектом
налогообложения является в том числе имущество, под которым в Кодексе
понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом для
целей Кодекса не признаются имуществом имущественные права, за
исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных
бумаг.
Таким образом, предлагаемое Проектом изменение пункта 1 статьи 8
Кодекса с правовой точки зрения не является обоснованным.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает проект
законодательной инициативы № 8–706 «О внесении изменений в статьи 3 и 8
части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Вместе с тем
обращаем внимание, что настоящий отзыв не может препятствовать
реализации Законодательным Собранием Ульяновской области права
законодательной инициативы и принятию решения о внесении
подготовленного законопроекта в Государственную Думу.