Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 838063–8 «О внесении изменения в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 838063–8 «О внесении изменения в статью 333.33
части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу сенаторами Российской
Федерации Е.В. Афанасьевой, В.Е. Деньгиным и депутатами Государственной
Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Б.А. Чернышовым, А.Н. Диденко
и другими, и сообщает следующее.
Законопроект разработан в целях совершенствования механизма
государственного надзора за выдачей иностранным гражданам сертификатов
о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства
Российской Федерации.
Для достижения указанной цели Законопроектом предлагается установить
государственную пошлину за выдачу иностранному гражданину сертификата
о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства
Российской Федерации в размере 3000 рублей.
Однако необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 151
Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» государственные учреждения,
включенные в перечень, проводят экзамен за плату, размер которой определяется
Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства
Российской Федерации от 4 декабря 2024 года № 1717 «Об установлении размера
платы за прием экзамена по русскому языку, экзамена по истории России и
основам законодательства Российской Федерации и размера платы за проведение
экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам
законодательства Российской Федерации» определено, что для целей
приобретения гражданства Российской Федерации ее размер составляет: по
русскому языку – 2 950 рублей; по истории России и основам законодательства
Российской Федерации – 2 950 рублей. Размер платы
за проведение экзамена по русскому языку как иностранному, истории России
и основам законодательства Российской Федерации составляет: для цели
получения разрешения на временное проживание или вида на жительство – 5 900
рублей; для цели получения разрешения на работу либо патента – 3 800 рублей.
В связи с этим реализация Законопроекта приведет к двойному обложению
иностранного гражданина.
Следует также отметить, что Федеральным законом 9 ноября 2024 года
№ 377 «О внесении изменений в статью 151 Федерального закона «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон № 377-ФЗ) усовершенствована процедура организации
и проведения экзамена по русскому языку, истории России и основам
законодательства Российской Федерации, проводимого в целях получения
иностранными гражданами разрешительных документов, а также в целях приема
в гражданство.
С 10 декабря 2024 года (с даты вступления Федерального закона № 377-ФЗ
в силу) проводить указанный экзамен и выдавать сертификат могут только
государственные учреждения, причем им запрещено перепоручать проведение
экзамена третьими лицами. Перечень государственных учреждений, которые
вправе будут проводить экзамен, критерии их включения в этот перечень
утверждаются Правительством Российской Федерации (постановление
Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2024 года № 1718
«Об утверждении положения о включении государственных учреждений
в перечень государственных учреждений, проводящих экзамен по русскому языку
как иностранному, истории России и основам законодательства Российской
Федерации, ведении указанного перечня и об основаниях исключения из него
государственных учреждений»).
В связи с этим указание в пояснительной записке на образовательные
организации, проводящие экзамен, перечень которых утверждается Минобрнауки
России, безосновательно.
Кроме того, проектируемая норма не согласуется с нормами статьи 33316
Налогового кодекса Российской Федерации, которой установлено,
что государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц при их обращении
за совершением в отношении них юридически значимых действий
в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы
и (или) к должностным лицам, которые уполномочены соответствующими
законами и нормативными правовыми актами. Указанные органы
и должностные лица не вправе взимать за совершение юридически значимых
действий иные платежи, кроме государственной пошлины. Исключением
являются только консульские учреждения Российской Федерации.
Государственные учреждения, проводящие экзамен и выдающие сертификаты,
не относятся к перечисленным органам, соответственно взымаемые ими сборы не
могут быть отнесены к государственным пошлинам.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству
и государственному строительству и Комитет Совета Федерации
по международным делам не поддерживают Законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам не поддерживает проект федерального закона № 838063–8
«О внесении изменения в статью 333.33 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации».