Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 800465–8 «О внесении изменений в статью 427
части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу депутатом Государственной
Думы Я.Е. Ниловым, и сообщает следующее.
Законопроект разработан в целях оказания государственной поддержки
организациям инвалидов и предусматривает введение на постоянной основе
пониженных тарифов страховых взносов для общественных организаций
инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций
инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители
составляют не менее 80%, а также для организаций, уставный капитал которых
полностью состоит из вкладов таких общероссийских общественных организаций
инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет
не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%. Совокупный тариф
страховых взносов для данной категории плательщиков предлагается установить
начиная с 2022 года в размере 15% вне зависимости от размера выплат в пользу
физических лиц, включая 10% – на обязательное пенсионное страхование, 0% –
на обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, 5% – на обязательное медицинское
страхование.
Комитет концептуально поддерживает необходимость совершенствования
мер государственной поддержки указанной категории организаций. Вместе с тем
по Законопроекту имеется ряд замечаний.
В соответствии с действующей редакцией статьи 427 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее – НК РФ) в отношении социально
ориентированных некоммерческих организаций, применяющих упрощенную
систему налогообложения, в том числе членами которых являются инвалиды
и их законные представители, а также использующих труд инвалидов,
до 2026 года включительно установлены единые пониженные тарифы страховых
взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины
базы для исчисления страховых взносов и в размере 0,0% свыше такой величины.
Соответственно, реализация Законопроекта повлечет ухудшение положения
данной категории налогоплательщиков.
Статьей 427 НК РФ для субъектов малого и среднего предпринимательства
на постоянной основе установлен единый пониженный тариф страховых взносов
в совокупном размере 15% в отношении части выплат в пользу физического лица,
определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над
величиной полуторакратного минимального размера оплаты труда,
установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
Соответственно, в случае признания организации, использующей труд инвалидов,
субъектом малого и среднего предпринимательства, она также вправе применять
указанный единый пониженный тариф страховых взносов.
Необходимо также учитывать, что Федеральным законом от 24 ноября
1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
предусмотрено оказание государственной поддержки общероссийским
общественным организациям инвалидов в виде предоставления им
соответствующих субсидий за счет средств федерального бюджета. Предоставление
таких субсидий осуществляется в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 года
№ 1074 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета
на государственную поддержку общероссийских общественных организаций
инвалидов» в размерах, пропорциональных суммам налога на прибыль
организаций и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
уплаченным получателями субсидий за период начиная с 2002 года.
Предусмотренное Законопроектом введение с 2022 года пониженных
страховых взносов повлечет, с учетом проектируемой даты вступления
соответствующего федерального закона в силу с 1 января 2026 года, необходимость
возврата указанным плательщикам сумм излишне уплаченных страховых взносов
за расчетные периоды 2022–2025 годов. Помимо этого, реализация предлагаемой
Законопроектом меры может привести
к возникновению выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных
фондов. При этом источники их компенсации не определены.
В сопроводительных материалах к Законопроекту лишь констатируется,
что реализация предлагаемой меры потребует дополнительные расходы
федерального бюджета для компенсации таких выпадающих доходов, однако
никаких расчетов не приводится.
Кроме того, положения статьи 2 Законопроекта не соответствуют
требованиям норм статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации,
регламентирующим порядок вступления в силу актов законодательства о налогах
и сборах, а также не содержат указания на то, что отдельным положениям
Законопроекта придается обратная сила посредством распространения
их действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и Комитет Совета
Федерации по экономической политике не поддерживают Законопроект.
Следует также отметить, что Законопроект полностью идентичен проекту
федерального закона № 11916–8 «О внесении изменений в статью 427 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации» (внесен 2 ноября 2021 года
в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым,
Д.А. Свищевым, А.Н. Диденко, С.Д. Леоновым, сенатором Российской
Федерации И.Н. Абрамовым, отклонен Государственной Думой 18 мая
2023 года), который не был поддержан комитетом по аналогичным основаниям.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам не поддерживает проект федерального закона № 800465–8
«О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации».