Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 822256–8 «О внесении изменения в статью 210
части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу сенаторами Российской
Федерации Е.В. Афанасьевой, В.Е. Деньгиным и депутатами Государственной
Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, А.Н. Диденко и другими, и сообщает
следующее.
Законопроект разработан в целях совершенствования налоговой системы
Российской Федерации в отношении иностранных граждан.
Для достижения указанной цели Законопроектом предлагается лишить
иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму
в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором
на выполнение работ (оказание услуг) на основании патента, права на получение
налоговых вычетов при уплате налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ)
независимо от того, является ли иностранный гражданин налоговым резидентом
Российской Федерации или нет.
По мнению комитета, положения Законопроекта не соответствуют
основным началам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,
закрепленным в пунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской
Федерации, в соответствии с которыми законодательство о налогах и сборах
основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, налоги и
сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться
исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных
критериев, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов
и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства
физических лиц или места происхождения капитала.
Кроме того, необходимо учитывать, что налогообложение доходов в связи
с работой по найму, получаемых иностранными гражданами — гражданами
государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС),
осуществляется на основании статьи 73 Договора о Евразийском экономическом
союзе (далее – Договор ЕАЭС). В частности, Договором ЕАЭС установлено,
что в случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и
положениями международных договоров вправе облагать налогом доход
налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого
государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом
упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене
с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких
доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным
местопребыванием) этого первого государства-члена.
Помимо этого, пунктом 10 статьи 98 Договора ЕАЭС определено,
что доходы трудящегося государства-члена, полученные им в результате
осуществления трудовой деятельности на территории государства трудоустройства,
подлежат налогообложению в соответствии с международными договорами и
законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора
ЕАЭС.
Таким образом, в отношении доходов граждан государств-членов ЕАЭС,
работающих в Российской Федерации по найму и не являющихся ее налоговыми
резидентами, применяется налоговая ставка НДФЛ, установленная Налоговым
кодексом Российской Федерации в отношении доходов физических лиц -
налоговых резидентов Российской Федерации от работы по найму.
Соответственно, проектируемая норма также не согласуется с положениями
Договора ЕАЭС, из которых вытекает, что иностранные граждане, прибывшие
из государств-членов ЕАЭС, работающие в Российской Федерации по найму
и не являющиеся ее налоговыми резидентами, имеют право на налоговые вычеты
по НДФЛ. Однако в пояснительной записке к Законопроекту, напротив, указано
на отсутствие противоречий положений Законопроекта положениям Договора
ЕАЭС.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству
и государственному строительству, Комитет Совета Федерации
по международным делам и Комитет Совета Федерации по федеративному
устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не
поддерживают Законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам не поддерживает проект федерального закона № 822256–8
«О внесении изменения в статью 210 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации».