Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «Консульский устав Российской Федерации» (далее -
Законопроект), внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной
Думы Л.Э. Слуцким, С.С. Журовой, В.А. Никоновым и другими, комитет
по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Законопроект разработан с целью устранения ряда пробелов в правовом
регулировании консульской деятельности и решения проблем
правоприменительной практики, связанных с осуществлением указанной
деятельности.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон
«Консульский устав Российской Федерации», расширив перечень оснований для
открытия российского консульского учреждения для оперативного и
эффективного решения задач, связанных с оказанием помощи российским
гражданам и организациям, находящимся на территории иностранного
государства, в связи с тем, что в соответствии со сложившейся практикой
российские консульские учреждения открываются по решению Правительства
Российской Федерации не только на основании международного договора
Российской Федерации с иностранным государством, но и по итогам достижения
межправительственных договоренностей.
Также Законопроектом предусматривается расширение перечня субъектов,
через которые предприятие, подведомственное Министерству иностранных дел
Российской Федерации, оказывает содействие российским загранучреждениям, в
том числе через самостоятельные юридические лица, созданные на территории
иностранных государств, которые являются дочерними, зависимыми
организациями по отношению к хозяйственному обществу, а также с
привлечением иных третьих лиц.
Согласно Законопроекту, для отдельных консульских учреждений, перечень
которых устанавливается МИД России, тарифы сборов в счет возмещения
фактических расходов, связанных с совершением консульских действий,
утверждаются главой такого консульского учреждения на основании единой
методики расчета ставок указанных сборов, утверждаемой МИД России.
Кроме того, предлагается внести терминологические изменения, определив,
что уплаченные суммы консульских сборов и сборов в счет возмещения
фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, подлежат
возврату полностью в случае отказа плательщика указанных сборов от совершения
консульского действия, в связи с которым ранее были уплачены сборы, до подачи
документов на совершение консульского действия либо возвращения заявления о
совершении консульского действия и документов без их рассмотрения
уполномоченным консульским должностным лицом.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту его
реализация не повлечет дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Консульский
устав Российской Федерации».