Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 840725–8 «О внесении изменений в статьи 2463 и
427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части уточнения
условий применения налоговых преференций организациями, реализующими
инвестиционные проекты на территории Курильских островов), и отмечает
следующее.
Рассматриваемый проект федерального закона (далее – Проект) разработан
Правительством Российской Федерации в целях повышения инвестиционной
привлекательности преференциального налогового режима, созданного на
территории Курильских островов.
В соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса Российской
Федерации (далее – НК РФ) организации, зарегистрированные на территории
Курильских островов после 1 января 2022 года и соответствующие установленным
критериям, имеют право на освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика по налогу на прибыль организаций сроком на 20 лет с момента
государственной регистрации, но не позднее 31 декабря 2046 года. При этом
данную налоговую льготу не могут применять вновь создаваемые организации, в
которых 50% или более доли принадлежит лицам (их взаимозависимым лицам),
владеющим более чем 50% доли в компаниях, ранее утративших право на
освобождение, либо в других организациях, зарегистрированных на территории
Курильских островов до 1 января 2022 года.
Проектом предлагается снять указанный запрет в отношении таких новых
организаций, если они реализуют новые инвестиционные проекты. При этом
инвестиционные проекты должны соответствовать критериям, установленным
Правительством Российской Федерации, и получить одобрение президиума
Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития
Дальнего Востока.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с нормами
статьи 357, пункта 12 статьи 373 и пункта 2 статьи 388 НК РФ не признаются
налогоплательщиками транспортного налога, налога на имущество организаций и
земельного налога организации, зарегистрированные на территории Курильских
островов, в течение периода использования такими организациями права на
освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль
организаций. В связи с этим данные льготы также будут распространяться на
указанные новые организации. Однако в пояснительной записке и финансово-
экономическом обосновании к Проекту не отражено такое освобождение, а также
отсутствует оценка возможных выпадающих доходов регионального и местных
бюджетов по соответствующим налогам и не определены источники их
компенсации.
Кроме того, Проектом предусматривается корректировка условий
применения единого пониженного тарифа страховых вносов организациями,
зарегистрированными на территории Курильских островов.
Так, согласно действующей редакции статьи 427 НК РФ для организаций,
зарегистрированных на территории Курильских островов, начиная с 2023 года
применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в
пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления
страховых взносов и 0,0% свыше такой величины. Данная льгота подлежит
применению в течение периода использования такими плательщиками права на
освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль
организаций.
Проектом предлагается распространить указанную льготу на плательщиков,
зарегистрированных на территории Курильских островов после 1 января 2022 года
и применяющих упрощенную систему налогообложения, а также соответствующих
условиям, установленным для применения освобождения от исполнения
обязанностей плательщика налога на прибыль организаций (отсутствие
обособленных подразделений, находящихся за пределами территории Курильских
островов, доля доходов от пассивной деятельности не более 10% от всех доходов,
не осуществление определенных видов деятельности). Предусматривается, что
льгота будет применяться в течение 20 лет, но не позднее 31 декабря 2046 года,
начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такой плательщик
уведомил налоговый орган об использовании права на применение пониженных
тарифов страховых взносов.
В случае несоблюдения указанных условий либо в случае утраты права на
применение упрощенной системы налогообложения или перехода на иной режим
налогообложения такая организация лишается права применять пониженные
тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором имели место
указанные факты. В этом случае сумма страховых взносов с начала такого
расчетного периода подлежит восстановлению исходя из общих тарифов
страховых взносов и уплате в установленном порядке с учетом уже уплаченных за
этот период страховых взносов, а также с уплатой соответствующих пеней.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Проекту предельный
объем налоговых расходов, связанных с его принятием, за период 2026–2036 годов
оценивается в 2,3 млрд рублей, в том числе по налогу на прибыль — 436,5 млн
рублей (126,6 млн рублей – федеральный бюджет, 309,9 млн рублей –
региональный бюджет), по налогу на имущество организаций – 119,3 млн рублей,
по страховым взносам 1,77 млрд рублей. При этом суммарный экономический
эффект от реализации предлагаемых Проектом решений при условии ежегодного
создания 11 новых юридических лиц оценивается также в 2,3 млрд рублей.
Следует отметить, что заявленный экономический эффект от реализации
предлагаемых преференций в финансово-экономическом обосновании к Проекту
не совсем конкретизирован, отсутствует детализация механизмов его достижения
и порядка компенсации разницы между пониженными и стандартными тарифами
страховых взносов, что создает риски недостижения заявленных результатов и
увеличения нагрузки на бюджетную систему Российской Федерации.
По концепции Проекта замечаний правового характера не имеется.
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета
Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера и Комитет по социальной политике
поддерживают концепцию Проекта без замечаний.
Принимая во внимание значимость формирования благоприятных условий
для инвесторов, осуществляющих деятельность на территории Курильских
островов, комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона
840725–8 «О внесении изменений в статьи 2463 и 427 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации».