Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)“ (далее – проект федерального закона), внесенный депутатами
Государственной Думы Д.А.Парфеновым, С.П.Обуховым, А.О.Удальцовой,
О.Н.Алимовой, комитет отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается изменение порядка
рассмотрения Государственной Думой основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики.
В соответствии с действующими нормами статьи 5 Федерального закона
»О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России
подотчетен Государственной Думе, которая:
- назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка
России по представлению Президента Российской Федерации;
- назначает на должность и освобождает от должности членов Совета
директоров Банка России по представлению Председателя Банка России,
согласованному с Президентом Российской Федерации;
- направляет и отзывает представителей Государственной Думы в
Национальном финансовом совете в рамках своей квоты;
- рассматривает основные направления единой государственной денежно-
кредитной политики и принимает по ним решение;
- рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
- принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации
финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных
подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на
основании предложения Национального финансового совета;
- проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с
участием его представителей;
- заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка
России (при представлении годового отчета и основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики).
Рассматриваемым проектом федерального закона предлагается наделить
Государственную Думу правом утверждать основные направления единой
государственной денежно-кредитной политики. В случае отклонения
Государственной Думой основных направлений единой государственной денежно-
кредитной политики, Банк России в двухнедельный срок будет обязан внести
основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, с
учетом предложений Государственной Думы.
Также проектом федерального закона предлагается предоставить
возможность Государственной Думе освобождать от должности Председателя
Банка России по представлению Президента Российской Федерации в ряде
случаев, а именно:
- в случае значительного отклонения от целей денежно-кредитной политики,
заявленных Банком России на текущий год или непринятия мер по защите и
обеспечению устойчивости рубля;
- в случае повторного отклонения Государственной Думой основных
направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Комитет полагает, что действующий механизм рассмотрения и принятия
Государственной Думой решений по основным направлениям единой
государственной денежно-кредитной политики, а также по освобождению от
должности Председателя Банка России, является оптимальным и не требует
дополнительных уточнений.
С учетом изложенного комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
»О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».