Рассмотрев проект законодательной инициативы № 8–678 «О внесении
изменений в статью 26 Федерального закона „О банках и банковской
деятельности“ (далее — проект законодательной инициативы),
подготовленный Законодательным собранием Кемеровской области —
Кузбасса, комитет отмечает следующее.
Проектом законодательной инициативы предлагаются изменения в
статью 26 Федерального закона № 395–1 „О банках и банковской
деятельности“, предусматривающие обязанность кредитных организаций
представлять справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, а также справки по счетам и вкладам физических лиц
органам предварительного следствия по сообщениям о преступлении при
наличии согласия руководителя следственного органа.
В соответствии с действующими нормами статьи 26 Федерального
закона „О банках и банковской деятельности“ справки по операциям и
счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, а также справки по
счетам и вкладам физических лиц предоставляются кредитными
организациями при наличии согласия руководителя следственного органа
органам предварительного следствия по делам, находящимся в их
производстве, то есть по уже возбужденным уголовным делам.
Таким образом, проектом законодательной инициативы расширяются
основания, при которых правовой режим банковской тайны не применяется
и сведения могут быть предоставлены третьим лицам.
Отметим, что банковская тайна является важным элементом в
повышении доверия к финансовой системы, способствует решению таких
значимых задач, как снижение наличной денежной массы, активизация
включения денежных ресурсов юридических лиц и граждан в
экономический оборот. Институт банковской тайны направлен на
обеспечение условий для эффективного функционирования банковской
системы и гражданского оборота, носит не только публичный, но и частный
характер. При этом предлагаемое проектом законодательной инициативы
расширение перечня оснований для доступа к сведениям, составляющим
банковскую тайну, может привести к размыванию института банковской
тайны.
Обращаем внимание, что на рассматриваемую законодательную
инициативу требуется получение заключения Банка России.
С учетом изложенного комитет не поддерживает концепцию проекта
законодательной инициативы „О внесении изменения в статью 26
Федерального закона „О банках и банковской деятельности“.
Вместе с тем комитет отмечает, что настоящий отзыв не может
препятствовать реализации Законодательным собранием Кемеровской
области — Кузбасса права законодательной инициативы и принятию
решения о внесении указанного проекта в Государственную Думу.