Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 778192–8 «О внесении изменений в статьи 88 и 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 778192–8 «О внесении изменений в статьи 88 и 89
части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в части установления
срока возврата подлинников документов, полученных налоговыми органами),
внесенный в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации
Е.В. Афанасьевой, В.Е. Деньгиным, депутатами Государственной Думы
Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, А.К. Луговым, Б.А. Чернышовым и другими
(далее – законопроект), и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях снижения рисков возникновения
возможных негативных последствий для бизнеса и предусматривает установление
срока возвращения налоговым органом налогоплательщику подлинников
документов, полученных при проведении камеральной или выездной налоговых
проверок. Предлагается возвращать проверяемому лицу указанные документы не
позднее 30 календарных дней со дня завершения налоговой проверки.
По мнению авторов законопроекта, отсутствие в Налоговом кодексе
Российской Федерации (далее – Кодекс) установленных сроков возврата
документов по результатам проведенных налоговых проверок негативно
отражается на финансово-хозяйственной деятельности добросовестных
налогоплательщиков, которые в случае необоснованного затягивания налоговым
органом сроков по выдаче ранее истребованных документов, могут нести убытки.
По концепции законопроекта у комитета имеются следующие замечания.
В соответствии со статьей 94 Кодекса в случаях, если для проведения
мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого
лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники
документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены,
должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов. При
изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются
должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они
изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии
одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у
которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
Таким образом, в распоряжении у налогоплательщика остаются копии всех
необходимых документов, что сводит к минимуму риски возможных негативных
последствий для его финансово-хозяйственной деятельности.
Введение в Кодекс нормы об обязательном возвращении подлинников
документов, изъятых при проведении налоговой проверки, не учитывает того
обстоятельства, что в ходе дальнейшего рассмотрения результатов проверки может
быть принято решение об обращении налогового органа в суд, что повлечет за
собой необходимость предъявления указанных документов в судебном заседании
в качестве вещественных доказательств. В связи с этим должна быть исключена
возможность их изменения или подделки.
Необходимо также отметить, что в пояснительной записке отсутствует
обоснование установления именно тридцатидневного (со дня окончания
проверки) срока возврата подлинников документов. Также необходимо более
четко определить в статьях 88 и 89 Кодекса, регулирующих порядки проведения
выездных и камеральных налоговых проверок, «день завершения налоговой
проверки», по отношению к которому предлагается установить пресекательный
срок возврата подлинников документов.
В связи с вышесказанным установление в Кодексе срока возвращения
налоговым органом налогоплательщику подлинников документов, полученных
при проведении налоговых проверок, представляется избыточным.
Комитет Совета Федерации по экономической политике поддерживает
законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету и
финансовым рынкам не поддерживает концепцию проекта федерального закона
№ 778192–8 «О внесении изменений в статьи 88 и 89 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации».