Рассмотрев проект федерального закона № 789869–8 «О внесении изменений
в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – проект
федерального закона), внесенный в Государственную Думу Законодательным
Собранием Забайкальского края, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона направлен на перераспределение налоговых
доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых
при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, между
уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Так, предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской
Федерации, предусматривающие увеличение норматива зачисления в бюджеты
субъектов Российской Федерации налоговых доходов от налога на добычу
полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен
рентный коэффициент, отличный от 1, с 17% до 60% с уменьшением норматива
зачисления указанных доходов в федеральный бюджет с 83% до 40%.
Проектом федерального закона предлагается распространить действие
указанных нормативов на правоотношения, возникающие при составлении
и утверждении бюджетов, начиная с бюджетов на 2025 год и на плановый период
2026 и 2027 годов.
По мнению авторов проекта федерального закона, его реализация повлечет
увеличение собственных налоговых доходов субъектов Российской Федерации,
где расположены месторождения полезных ископаемых, в отношении которых
при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, и идет
их разработка, а также сформировать дополнительные условия для создания
и поддержания на надлежащем уровне социальной и транспортной
инфраструктуры, воспроизводства минерально-сырьевой базы и улучшения
экологической ситуации в районах добычи полезных ископаемых и
на прилегающих территориях.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального
закона, его реализация повлечет снижение ежегодных поступлений от указанного
налога в доход федерального бюджета на 17,9 млрд рублей. По оценке
Правительства Российской Федерации, объем выпадающих доходов федерального
бюджета может составить до 24 млрд рублей в год.
Отмечая необходимость уменьшения дотационной зависимости субъектов
Российской Федерации от федерального бюджета, комитет вместе с тем полагает,
что поскольку проектом федерального закона не определен источник
компенсации соответствующих выпадающих доходов федерального бюджета,
предлагаемые им изменения не соответствуют принципу сбалансированности
бюджета, установленному статьей 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
и могут привести к необходимости корректировки системы межбюджетных
отношений.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета
Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера и Комитет Совета Федерации по аграрно-
продовольственной политике и природопользованию, являющиеся
соисполнителями по данному законопроекту, не поддерживают концепцию
проекта федерального закона.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона № 789869–8 «О внесении изменений в статьи 50 и 56
Бюджетного кодекса Российской Федерации».