Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 804702–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – проект
федерального закона), внесенный сенаторами Российской Федерации
Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, М.М. Ульбашевым, А.Г. Шейкиным, а
также депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Н. Бабичем, К.М.
Бахаревым, А.Н.Свистуновым, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан в целях создания механизмов
противодействия заключению договоров потребительского кредита (займа) и
осуществлению операций с использованием денежных средств клиента без его
добровольного согласия или с согласия, полученного под влиянием обмана или
при злоупотреблении доверием.
Проектом федерального закона предлагается установление «периода
охлаждения» для заемщика при потребительском кредитовании. Для
обеспечения «периода охлаждения» планируется установить, что кредитная и
(или) микрофинансовая организация будут осуществлять передачу заемщику
денежных средств по договору потребительского кредита (займа) после того,
как сторонами договора потребительского кредита (займа) будет достигнуто
согласие по всем индивидуальным условиям договора, в следующем порядке:
- не ранее, чем через 4 часа, в случае если сумма потребительского
кредита (займа) или лимит кредитования составляет от 50 тысяч рублей до 200
тысяч рублей;
- не ранее, чем через 48 часов, в случае если сумма потребительского
кредита (займа) или лимит кредитования превышает 200 тысяч рублей.
При этом проектом федерального закона предусматривается, что по
решению Банка России, указанные требования по «периоду охлаждения» могут
быть изменены или могут не применяться для добросовестных кредиторов,
которые эффективно реализовывают комплекс мер, направленных на борьбу с
мошенниками (далее — антифрод-мероприятия). Оценка эффективности таких
мероприятий будет проводиться Банком России по установленным критериям.
При этом Банк России будет вправе снова ввести для кредитора требования по
»периоду охлаждения», установленные законом, если в течение одного квартала
у такого кредитора неоднократно выявлены факты выдачи кредитов без
согласия клиента или нарушения при проведении антифрод-мероприятий.
В отношении микрофинансовых организаций проектом федерального
закона предлагается установить обязанность зачислять денежные средства
только при условии совпадения сведений о заемщике и получателе денежных
средств. Микрофинансовая организация также должна будет разработать
внутренний документ, предусматривающий реализацию мероприятий,
направленных на противодействие заключению договоров потребительского
займа без добровольного согласия физического лица, а также иным
мошенническим действиям.
Также проектом федерального закона предлагается установить
обязанность кредитных организаций ограничивать внесение клиентом
денежных средств на банковский счет через вновь токенизированную
(цифровую) платежную карту на общую сумму более 50 тыс. рублей в течение
48 часов с момента выпуска такой карты.
Кроме того, проектом федерального закона предусматривается
установление требований об обмене информацией между кредиторами и бюро
кредитных историй в режиме, близком к реальному времени (онлайн-режим).
В рамках такого обмена кредитор будет обязан в онлайн-режиме передавать
(запрашивать) и учитывать определенный перечень информации из всех
квалифицированных бюро кредитных историй.
Помимо этого, проектом федерального закона предлагается обеспечить
для микрофинансовых организаций доступ к базе данных о случаях и попытках
осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия
клиента, формирование и ведение которой осуществляются Банком России на
основании Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной
системе».
Также проектом федерального закона предусматривается, что
уполномоченный представитель Банка России в кредитной организации вправе
запрашивать информацию о реализации кредитной организации мероприятий
по противодействию заключению договоров потребительского кредита без
согласия клиента, мероприятий по внесению наличных денежных средств на
банковские счета третьих лиц с применением токенизированных (цифровых)
платежных карт с использованием банкоматов или иных технических устройств
без добровольного согласия лица, вносящего наличные денежные средства, а
также мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных
средств без добровольного согласия клиента. Такая информация будет
учитываться при проведении оценки эффективности реализации антифрод-
мероприятий в кредитной организации.
С учетом изложенного комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации».
Информируем Вас также о том, что Комитет Совета Федерации по
конституционному законодательству и государственному строительству,
являющийся соисполнителем при рассмотрении проекта федерального закона,
поддерживает его концепцию.