Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 782260–8 «О внесении изменений в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 12 и 30 Федерального закона
»Об исполнительном производстве» (о внесудебном порядке взыскания
задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов), внесенный в
Государственную Думу Правительством Российской Федерации (далее –
законопроект), и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях исполнения поручения Президента
Российской Федерации от 25 апреля 2024 года № Пр-816 о внесении в Налоговый
кодекс Российской Федерации изменений, касающихся введения порядка
внесудебного взыскания с физических лиц обязательных платежей и санкций с
сохранением судебного контроля при возникновении спора о законности и
обоснованности предъявленных требований.
Законопроект предусматривает применение внесудебного порядка
взыскания с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального
предпринимателя, задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов,
пеней, штрафов, процентов при сохранении судебного контроля за взысканием
такой задолженности в случаях, когда требования налогового органа не являются
бесспорными. Аналогичный подход к взысканию задолженности предусмотрен в
настоящее время в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.
Внесудебный порядок взыскания задолженности предполагается
использовать только в случаях отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о
возникновении спора. Бесспорность требований налогового органа обуславливает
отсутствие необходимости обращения к судебному порядку взыскания.
Законопроектом предусмотрена защита налогоплательщика от
неправомерных взысканий. При· наличии возражения относительно сумм или
процедуры взыскания долга, его сумма изымается из совокупной обязанности
налогоплательщика, взыскание приостанавливается или продолжается только в
судебном порядке.
Срок вступления в силу проектируемого федерального закона
предполагается с 1 ноября 2025 года, поэтому устанавливаются переходные
положения, предусматривающие направление физическим лицам
информационных сообщений о переходе на внесудебный порядок взыскания
задолженности с предоставлением лицу срока для подготовки возражений
относительно исчисленных налоговым органом сумм налоговой обязанности.
Внесудебный порядок взыскания признан в значительной степени сократить
временные и финансовые издержки судебной системы Российской Федерации на
проведение мероприятий по взысканию налоговой задолженности физических
лиц, что должно способствовать повышению качества работы судебных органов.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту
экономический эффект от его реализации позволит одновременного снизить
задолженность на 22,5 млрд рублей и обеспечить рост поступлений в
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на эту же сумму.
Вместе с тем потребуются дополнительные расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, в размере 0,9 млрд рублей на доработку
автоматизированной информационной системы ФНС России, а также в размере
1,21 млрд рублей — на почтовые расходы, необходимые для информирования
граждан о задолженности в переходный период в целях исключения конфликтных
ситуаций.
Принятие проектируемого федерального закона потребует принятия
приказов ФНС России.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и
государственному строительству поддерживает концепцию законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету и
финансовым рынкам поддерживает концепцию проекта федерального закона
№ 782260–8 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации и статьи 12 и 30 Федерального закона „Об исполнительном
производстве“.