Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений
в статью 1711 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения
уголовной ответственности за оборот немаркированной табачной
и никотинсодержащей продукции) (далее — законопроект), внесенный
на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации,
комитет в части вопросов своего ведения отмечает следующее.
Законопроект направлен на пресечение незаконного оборота табачной
и никотинсодержащей продукции, в том числе с учетом изменений, внесенных
в законодательство и подзаконные нормативные акты, регулирующие
производство и оборот такой продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона 13 июня 2023 года
№ 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных
изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их
производства» производство и оборот табачной продукции и никотинсодержащей
продукции должны осуществляться только с нанесенными на такую продукцию
средствами идентификации, за исключением отдельных случаев.
Федеральным законом от 22 апреля 2024 года № 96-ФЗ «О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3
Федерального закона „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и статью 1 Федерального закона „О внесении изменений
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“ средствам
идентификации придан статус учетно-контрольных специальных марок.
При этом с 1 сентября 2024 года было исключено требование Федерального
закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ „Технический регламент на табачную
продукцию“ о нанесении на табачную продукцию специальных (акцизных) марок.
В связи с этим уточняется диспозиция части 5 статьи 1711 Уголовного
кодекса Российской Федерации: ответственность будет наступать за производство,
приобретение, хранение, перевозки в целях сбыта или продажи в отношении
табачной продукции без маркировки и (или) нанесения информации,
предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая
маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (вместо
немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными
(акцизными) марками).
Одновременно с этим положения указанной нормы Уголовного кодекса
Российской Федерации предлагается распространить на никотинсодержащую
продукцию.
По мнению комитета, реализация законопроекта будет способствовать
предупреждению преступлений, связанных с производством и оборотом нелегальной
табачной и никотинсодержащей продукции без маркировки средствами
идентификации, что в свою очередь снизит долю данной нелегальной продукции.
Учитывая вышеизложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона № 775474–8 „О внесении изменений в статью 1711
Уголовного кодекса Российской Федерации“.