Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменения в
Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей» (далее – проект федерального закона), внесенный в
Государственную Думу сенатором Российской Федерации В.Е. Деньгиным, а
также депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым и
другими, комитет по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается с 1 сентября 2024 года
установить возможность реализации права на использование средств материнского
(семейного) капитала (далее – МСК) на улучшение жилищных условий в любое
время со дня рождения (усыновления) ребенка независимо от того, направлены
ли на указанную цель кредитные (заемные) средства.
Следует отметить, что Федеральным законом от 29 декабря 2006 года
№ 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих
детей» определен перечень направлений использования средств МСК без
ограничения по срокам их распоряжения, к которым в том числе отнесены уплата
первоначального взноса и (или) погашение основного долга, а также уплата
процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого
помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по
кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе
кредитной организацией. Указанный перечень направлений использования
средств МСК без ограничения по срокам их распоряжения сформирован в целях
решения наиболее актуальных вопросов, в том числе вопросов, неразрешенность
которых может повлечь ухудшение материального положения семей, имеющих
детей.
Однако предлагаемое изменение не учитывает указанные задачи и,
соответственно, не будет способствовать исключению злоупотреблений и
нарушений при реализации прав и интересов детей.
Реализация проектируемой нормы может повлечь дополнительные расходы
федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации. При этом в финансово-экономическом обосновании к
проекту федерального закона отсутствуют аналитические, статистические данные,
а также расчеты, позволяющие оценить финансовые последствия его принятия для
федерального бюджета и бюджета Социального фонда России.
Кроме того, в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса проектом
федерального закона не предусматриваются положения, определяющие источники
и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон
«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».