Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 766796–8 «О внесении изменений в Федеральный
закон «О налоге на сверхприбыль» (в части расширения перечня организаций,
облагаемых налогом), внесенный в Государственную Думу депутатами
Государственной Думы С.М. Мироновым, А.А. Ремезковым, А.М. Бабаковым и
другими, и отмечает следующее.
Рассматриваемый проект федерального закона (далее – Проект) согласно
приложенной к нему пояснительной записке направлен на получение
дополнительных доходов в бюджетную систему Российской Федерации от
организаций, получающих сверхдоходы, в форме налога на сверхприбыль.
Проект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон
от 4 августа 2023 года № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» (далее –
Федеральный закон) в части исключения из перечня налогоплательщиков,
имеющих освобождение от уплаты налога на сверхприбыль, организаций,
осуществлявших в течение 2022 года добычу углеводородного сырья и угля,
переработку нефтяного сырья, производство сжиженного природного газа, в том
числе их дочерних компаний, а также организаций-участников
консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой входили
указанные компании.
Следует отметить, что Федеральным законом с 1 января 2024 года установлен
налог разового характера – налог на сверхприбыль, налогоплательщиками
которого признаются российские организации и иностранные организации,
осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные
представительства. При этом срок уплаты данного налога установлен
не позднее 28 января 2024 года. Кроме того, предусмотрено уменьшение налога на
сверхприбыль на налоговый вычет, равный сумме обеспечительного платежа по
данному налогу, перечисленного в федеральный бюджет за период
с 1 октября 2023 года по 30 ноября 2023 года включительно.
В то же время вступление в силу проектируемых Проектом положений
предполагается с 1 января 2025 года, то есть после установленного Федеральным
законом срока уплаты налога на сверхприбыль и его обеспечительного платежа,
что является некорректным.
Также необходимо отметить, что организации, добывающие минеральное
сырье, помимо налога на прибыль организаций и других налогов и сборов,
установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,
являются плательщиками рентных налогов (налога на добычу полезных
ископаемых (далее – НДПИ), налога на дополнительный доход от добычи
углеводородного сырья), величина которых определяется уровнем мировых цен на
нефть. При этом рентные налоги увеличивают общую налоговую нагрузку на такие
организации по сравнению с организациями, осуществляющими иные виды
деятельности.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Проекту его принятие
не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Однако
оценка получения дополнительных доходов в бюджетную систему Российской
Федерации от предлагаемых изменений, цель получения которых обозначена
авторами Проекта, в материалах к Проекту отсутствует. В связи с этим оценить
целесообразность введения предлагаемых изменений, включая их влияние на
доходы бюджетной системы Российской Федерации, не представляется
возможным.
Правительство Российской Федерации не поддерживает Проект, отмечая
при этом, что в отношении указанных выше организаций уже были приняты меры
по изъятию дополнительных доходов через увеличение НДПИ.
Комитет Совета Федерации по экономической политике не поддерживает
концепцию Проекта.
На основании изложенного комитет не поддерживает концепцию проекта
федерального закона № 766796–8 «О внесении изменений в Федеральный закон
«О налоге на сверхприбыль».