Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 722478–8 «О внесении изменения в статью 358
части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу сенатором Российской
Федерации Е.В. Афанасьевой и депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым,
Б.А. Чернышовым, А.Н. Диденко, Д.А. Свищевым и другими,
и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается включить автомобили легковые,
приобретенные инвалидом или его законным представителем в соответствии
с медицинскими показаниями за собственный счет, в перечень объектов,
не подлежащих обложению транспортным налогом.
Комитет разделяет позицию авторов Законопроекта о необходимости
снижения налоговой нагрузки на указанную категорию граждан. Вместе с тем
по Законопроекту имеется ряд замечаний.
В соответствии со статьями 14 и 356 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее – НК РФ) и статьей 56 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (далее – БК РФ) транспортный налог относится к региональным
налогам, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации
о налоге, вводится в действие на основании положений НК РФ законами
субъектов Российской Федерации о налоге, обязателен к уплате на территории
соответствующего субъекта Российской Федерации и подлежит зачислению
в бюджеты субъектов Российской Федерации.
При этом статьями 12 и 356 НК РФ предусмотрено, что законами субъектов
Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы,
основания и порядок их применения.
Таким образом, действующая редакция НК РФ наделяет субъекты
Российской Федерации достаточными полномочиями по решению вопроса
об освобождении от обложения транспортным налогом всех или отдельных
категорий налогоплательщиков. В связи с этим предлагаемая Законопроектом
мера представляется избыточной.
Кроме того, реализация Законопроекта может привести к возникновению
выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Следует
учитывать, что согласно статье 1794 БК РФ за счет поступлений
от транспортного налога формируются региональные и муниципальные дорожные
фонды. Соответственно, реализация предлагаемой Законопроектом меры может
негативно отразиться не только на доходах региональных бюджетов,
но и на объемах бюджетных ассигнований указанных дорожных фондов,
за счет которых осуществляется финансовое обеспечение дорожной деятельности
в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального
ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов
к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
При этом в сопроводительных к Законопроекту материалах отсутствует
статистическая и аналитическая информация, позволяющая оценить финансово-
экономические последствия его реализации, а также не определены источники
компенсации указанных потерь.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и Комитет Совета
Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера не поддерживают Законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам не поддерживает проект федерального закона № 722478–8
«О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации».