Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 720617–8 «О внесении изменения в статью 374
части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу сенатором Российской
Федерации В.Е.Деньгиным, депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким,
С.Д. Леоновым, Б.А. Чернышовым и другими, и сообщает следующее.
Законопроект направлен на поддержку благотворительных организаций
и снижение налоговой нагрузки на них в целях осуществления ими установленных
законодательством направлений деятельности.
Как следует из пояснительной записки к Законопроекту благотворительные
организации, использующие упрощенную систему налогообложения,
освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество организаций,
за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого
имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая
стоимость. При этом в соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса
Российской Федерации (далее – НК РФ) в отношении жилых помещений
налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая
стоимость такого имущества. Таким образом, некоммерческие благотворительные
организации, оказывающие помощь престарелым
и нуждающимся в уходе гражданам, передающим квартиры в собственность
по договору пожизненного содержания с иждивением, несут бремя по уплате
налога на такое имущество, которое для них является существенным.
В связи с этим Законопроектом предлагается исключить из числа объектов
обложения налогом на имущество организаций жилое помещение
в многоквартирном доме, принадлежащее на праве собственности
благотворительным организациям, переданное по договору пожизненного
содержания с иждивением.
Комитет разделяет позицию авторов Законопроекта о необходимости
снижения налоговой нагрузки на социально ориентированные некоммерческие
организации, в том числе оказывающие поддержку экономически незащищенным
слоям населения. Вместе с тем по Законопроекту имеется ряд замечаний.
В соответствии со статьями 14 и 372 НК РФ и статьей 56 Бюджетного
кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) налог на имущество организаций
относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ
и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие
на основании положений НК РФ законами субъектов Российской Федерации
о налоге, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации и подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской
Федерации.
При этом статьями 12 и 372 НК РФ предусмотрено, что законами субъектов
Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы,
основания и порядок их применения.
Таким образом, действующая редакция НК РФ наделяет субъекты
Российской Федерации достаточными полномочиями по решению вопроса
об освобождении от обложения налогом на имущество организаций всех
или отдельных категорий налогоплательщиков. В связи с этим предлагаемая
Законопроектом мера представляется избыточной.
Кроме того, реализация Законопроекта может привести к возникновению
выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако
в сопроводительных к Законопроекту материалах отсутствует статистическая
и аналитическая информация, позволяющая оценить финансово-экономические
последствия его реализации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета
Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера не поддерживают Законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам не поддерживает проект федерального закона № 720617–8
«О внесении изменения в статью 374 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации».