Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в статью
32 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской
Федерации» и статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу Правительством
Российской Федерации, комитет по вопросам своего ведения отмечает
следующее.
Законопроект разработан в целях привлечения внешнего заемного
финансирования для реализации инвестиционных проектов резидентов особых
экономических зон (далее — ОЭЗ) в части снятия ограничения по передаче в залог
резидентами ОЭЗ арендных прав на предоставленные им земельные участки,
находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Действующей редакцией Федерального закона «Об особых экономических
зонах в Российской Федерации» установлено, что выкуп резидентом ОЭЗ
земельного участка возможен только после выполнения условий соглашения об
осуществлении деятельности в ОЭЗ, когда финансирование инвестиционного
проекта уже осуществлено.
Законопроектом предлагается предоставить резиденту ОЭЗ или
управляющей компании, являющимся арендатором земельного участка,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, право
передавать арендные права в залог российским юридическим лицам в порядке,
определенном Правительством Российской Федерации. Также предлагается
предоставить право приобретения такого права аренды (в случае обращения
взыскания на переданное в залог право аренды земельного участка и его
реализации) только другому резиденту ОЭЗ или управляющей компании.
При этом Законопроектом уточняется, что арендатор земельного участка,
являющийся резидентом ОЭЗ, не вправе передавать свои права и обязанности по
договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе вносить
арендные права на земельный участок в качестве вклада в уставный капитал
хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в
производственный кооператив, за исключением передачи арендных прав на
земельный участок в залог.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту его
принятие не приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона
«Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и статью 22
Земельного кодекса Российской Федерации».