Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 693170–8 «О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации в части установления социального
налогового вычета для молодых специалистов в области медицины, образования,
культуры и искусства и для научно-педагогических работников» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной
Думы С.М. Мироновым, А.А. Ремезковым, С.В. Кабышевым и другими,
и сообщает следующее.
Законопроект направлен на поддержку и привлечение молодых
специалистов в наиболее нуждающиеся в этом сферы образования, культуры,
искусства, науки и медицины, а также на создание дополнительного инструмента
для кадрового обеспечения отраслей бюджетного сектора экономики в субъектах
Российской Федерации.
Законопроектом предлагается предоставить право законодательным
(представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать
новый социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц
(далее – НДФЛ) в сумме до 500 тыс. рублей для налогоплательщиков, имеющих
среднее или профессиональное образование в области медицины и образования,
работающих по специальности, работников учреждений культуры и искусства,
а также для научно-педагогических работников, осуществляющих
образовательную и научно-педагогическую деятельность, при условии,
что указанные категории налогоплательщиков не достигли возраста 35 лет.
Комитет разделяет позицию авторов Законопроекта о необходимости
формирования дополнительных стимулов по привлечению молодых специалистов
в бюджетный сектор экономики. Вместе с тем по Законопроекту имеется ряд
замечаний.
Действующей редакцией статьи 219 Налогового кодекса Российской
Федерации предусмотрено право налогоплательщика на получение социальных
налоговых вычетов по НДФЛ в сумме фактически произведенных им расходов на
определенные нужды, связанные с повышением уровня благополучия общества и
человека, в том числе на благотворительные пожертвования,
оплату обучения, медицинских услуг и приобретение лекарственных
средств (препаратов), формирование пенсионных накоплений и другие.
Однако положения Законопроекта не определяют перечень расходов,
на которые предлагаемый социальный налоговый вычет будет распространяться.
Таким образом, предлагаемый Законопроектом новый налоговый вычет
не соответствует концепции социальных налоговых вычетов по НДФЛ.
Кроме того, положения Законопроекта не согласуются с нормами
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации». Так, Законопроектом предусматривается
предоставление нового налогового вычета налогоплательщикам, имеющим
«среднее или профессиональное образование» в определенных областях.
При этом в силу норм указанного Федерального закона профессиональное
образование включает в себя среднее профессиональное образование и высшее
образование.
Помимо этого, необходимо учитывать, что в соответствии с положениями
Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от НДФЛ зачисляются в
федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные
бюджеты. По мнению комитета, реализация Законопроекта приведет к
выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем в сопроводительных к Законопроекту материалах отсутствует
информация о возможных потерях и источниках их компенсации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета
Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера и Комитет Совета Федерации по науке,
образованию и культуре не поддерживают Законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам не поддерживает проект федерального закона № 693170–8
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации в части установления социального налогового вычета для молодых
специалистов в области медицины, образования, культуры и искусства и для
научно-педагогических работников».