Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 684882–8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной
Думы Н.Р. Будуевым, Р.В. Птицыным, А.А. Аникеевым и другими, комитет по
вопросам своего ведения отмечает следующее.
Законопроект направлен на усиление административной ответственности за
нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и
их отчуждения, в том числе за осуществление данной деятельности без лицензии.
Законопроектом предлагается внести изменения, в частности, в статью 14.26
(«Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов
и их отчуждения») Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее – КоАП), согласно которым осуществление
предпринимательской деятельности по заготовке, хранению, переработке и
реализации лома черных металлов, цветных металлов без лицензии выделяется в
качестве специального состава административного правонарушения.
При этом предлагается установить административное наказание за указанное
правонарушение для граждан в виде штрафа в размере до ста тысяч рублей, для
должностных лиц – в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей, для
юридических лиц – в размере до двух миллионов рублей. Также предусматривается
конфискация предметов административного правонарушения.
Предполагается, что рассматривать дела данной категории будут судьи,
органы внутренних дел, а составлять протоколы по ним — должностные лица
органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-
эпидемиологический надзор, а также органов, осуществляющих государственный
экологический надзор.
Согласно пояснительной записке в Законопроекте отсутствуют требования,
которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической
деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках
государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к
административной ответственности, предоставления лицензий и иных
разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки
и экспертизы.
Однако, по мнению комитета, в ходе правоприменительной практики
рассматриваемых норм будут применяться положения нормативных актов
Минпромторга России, регулирующие предоставление лицензий на деятельность
по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных
металлов, содержащие обязательные требования в соответствии с Федеральным
законом от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в
Российской Федерации».
Законопроектом предусматривается вступление в силу его положений по
истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Вместе с тем по общему правилу части 1 статьи 3 Федерального закона от 31
июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации», положения нормативных правовых актов, устанавливающих
обязательные требования, должны вступать в силу не ранее чем по истечении
девяноста дней после дня официального опубликования нормативного правового
акта.
Также в пояснительной записке к Законопроекту отсутствует обоснование
предлагаемых к установлению в статье 14.26 КоАП размеров административных
штрафов.
По мнению комитета, отсутствие объективных данных, свидетельствующих
о недостаточности уже установленных мер административной ответственности в
обозначенной сфере, не позволяет оценить целесообразность предлагаемого
кратного повышения размеров административного штрафа. Кроме того, при
принятии решения об увеличении размеров административных штрафов
необходимо учитывать требования соразмерности и индивидуализации
ответственности, возможности исполнения наказаний лицами, в отношении
которых предлагается усилить административную ответственность.
В материалах к Законопроекту приводятся данные о существенных объемах
оборота наличных средств при расчетах за лом черных и цветных металлов с
физическими лицами, что влечет недопоступление налогов в доходы бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим комитет отмечает
необходимость в целях ограничения безналичного оборота в указанной сфере
внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской
Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация положений
Законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях».