Рассмотрев проект федерального закона «Об ограничении оборота табачной
и никотинсодержащей продукции» (далее — законопроект), внесенный
на рассмотрение Государственной Думы депутатами Государственной Думы
А.Р. Метшиным, А.Б. Веллером, А.В. Вороновским и другими, комитет в части
вопросов своего ведения отмечает следующее.
Законопроект направлен на пресечение массовых злоупотреблений в сфере
использования кодов маркировки табачной и никотинсодержащей продукции.
Для этого законопроектом предлагается запретить с 1 января 2025 года оборот:
табачной продукции, находившейся в обороте без нанесенных средств
идентификации по состоянию на 30 июня 2020 года, которая маркирована
средствами идентификации до 1 декабря 2020 года;
табачной продукции, находившейся в обороте без нанесенных средств
идентификации по состоянию на 30 июня 2021 года, которая маркирована
средствами идентификации до 1 июля 2021 года;
никотинсодержащей продукции, находившейся в обороте без нанесенных
средств идентификации по состоянию на 1 марта 2022 года, которая маркирована
средствами идентификации до 1 октября 2023 года;
никотинсодержащей продукции, находившейся в обороте без нанесенных
средств идентификации по состоянию на 15 декабря 2022 года, которая
маркирована средствами идентификации до 1 декабря 2023 года.
Следует отметить, что Правилами маркировки средствами идентификации
табачной и никотинсодержащей продукции и организации прослеживаемости
табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для производства такой
продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 февраля 2019 года № 224, поэтапно вводилась обязательная маркировка
средствами идентификации табачной и никотинсодержащей продукции.
При этом выдача участникам оборота заявленного ими количества кодов
маркировки остатков данной продукции осуществлялась посредством
информационной системы мониторинга без подтверждения законности ввода
в оборот такой продукции, проверки фактического наличия соответствующего
количества продукции на складах и подтверждения уплаты обязательных платежей.
Таким образом, рассматриваемая ситуация привела, по сути,
к бесконтрольному обращению части табачной и никотинсодержащей продукции,
а это, в свою очередь, к возникновению риска для жизни и здоровья граждан
и к недополучению доходов федерального бюджета.
По мнению комитета, реализация положений законопроекта позволит
решить проблему, возникшую в результате использования кодов маркировки
табачной и никотинсодержащей продукции.
Учитывая вышеизложенное, комитет поддерживает проект федерального
закона «Об ограничении оборота табачной и никотинсодержащей продукции».