Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон „О национальной платежной системе“ (в части введения
института небанковских поставщиков платежных услуг)» (далее – проект
федерального закона), внесенный сенатором Российской Федерации
М.М.Ульбашевым, депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым,
А.Н.Свистуновым, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона направлен на развитие рынка платежных
услуг и повышение их доступности.
Проектом федерального закона предусматривается введение в дополнение
к банкам и небанковским кредитным организациям института небанковских
поставщиков платежных услуг (далее – НППУ). НППУ — юридическое лицо, не
являющееся кредитной организацией, которое имеет право на оказание услуг
по инициированию переводов денежных средств и (или) услуг по переводу
денежных средств, а также состоит в реестре НППУ Банка России.
В числе условий включения НППУ в реестр Банка России
предусматривается соблюдение требований к финансовому состоянию
организации, к квалификационным требованиям и деловой репутации в
отношении должностных лиц и членов совета директоров НППУ, соблюдение
требований законодательства в области противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию
терроризма, а также требований к защите информации, установленных Банком
России.
Проектом федерального закона предусматривается создание трех типов
НППУ в зависимости от величины чистых активов организации. При величине
чистых активов организации не менее 5 млн рублей НППУ получает право
оказывать услуги только по инициированию переводов денежных средств. При
величине чистых активов не менее 10 млн рублей – право оказывать услуги по
переводу денежных средств (в части агрегирования переводов денежных
средств). При величине чистых активов не менее 50 млн рублей — право
оказывать услуги по переводу денежных средств в качестве оператора
электронных денежных средств.
НППУ при осуществлении своей деятельности должны будут соблюдать
нормативные требования, направленные на поддержание финансовой
устойчивости, обеспечение прав клиентов, минимизацию рисков деятельности.
Кроме того, проектом федерального закона предусматриваются
возможность НППУ по поручению клиентов получать от кредитных
организаций информацию по операциям и счетам указанных клиентов в целях
оказания услуг по инициированию переводов денежных средств,
предоставления клиентам информации по их банковским счетам, об операциях,
осуществляемых за счет остатков электронных денежных средств в соответствии
с Федеральным законом «О национальной платежной системе».
Банк России в соответствии с проектом федерального закона планируется
наделить полномочиями, необходимыми для осуществления регулирования,
контроля и надзора за деятельностью НППУ.
Комитет отмечает, что реализация проекта федерального закона позволит
не только банкам, но и финтех-компаниям, нефинансовым организациям, а
также небанковским финансовым организациям (страховым, брокерским и
микрофинансовым компаниям) оказывать платежные услуги. Появление
института НППУ будет способствовать повышению качества и доступности
платежей для граждан, а также развитию конкуренции на платежном рынке.
Учитывая вышеизложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
»О национальной платежной системе» (в части введения института
небанковских поставщиков платежных услуг)».
Информируем также Вас о том, что Комитет Совета Федерации по
экономической политике, Комитет Совета Федерации по конституционному
законодательству и государственному строительству, являющиеся
соисполнителями при рассмотрении проекта федерального закона,
поддерживают его концепцию.