Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 667365–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приостановлении действия части 5 статьи 2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“
и Федеральный закон „О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации“ и приостановлении действия части 5 статьи 2
Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ (далее -
законопроект), внесенный на рассмотрение Государственной Думы сенаторами
Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, Н.В. Любимовым,
А.А. Салпагаровым и другими, депутатами Государственной Думы
М.А. Топилиным, Н.В.Школкиной, С.А.Наумовым и другими, комитет
отмечает следующее.
Законопроект направлен на оптимизацию порядка осуществления закупок.
С этой целью законопроектом предусматривается внесение ряда изменений
в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ „О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд“ (далее — Закон № 44-ФЗ).
Так, предлагается установить специальное положение о том, что контракт
заключается в письменной форме, в то время как текущая редакция части 15
статьи 34 Закона № 44-ФЗ допускает заключение отдельных контрактов
с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в любой форме,
предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения
сделок (то есть в устной и письменной).
Законопроектом предусматривается новое полномочие (по аналогии
с положениями пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации)
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление
функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере закупок, которым в настоящее время является
Минфин России, — полномочие по даче участникам контрактной системы
в сфере закупок письменных разъяснений по вопросам применения
законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов
о контрактной системе в сфере закупок.
Устраняется неопределенность относительно необходимости предоставления
участником закупки при применении антидемпинговых мер обеспечения
исполнения контракта в размере 10 % цены контракта, если требование
об обеспечении исполнения контракта не установлено. Для этого
предусматривается, что указанное предоставление не осуществляется,
если заказчиком не установлено требование обеспечения исполнения контракта.
С целью упрощения документооборота законопроектом устанавливается
возможность подтверждения участником закупки своего соответствия
установленным заказчиком требованиям путем указания в заявке адреса сайта
или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“,
на котором размещены соответствующие сведения и документы в открытых
и общедоступных государственных реестрах.
В случае внесения заказчиком изменений в документацию о закупке
в части информации, подлежащей включению в приглашение принять участие
в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), устанавливается
обязанность направлять такие изменения всем участникам закупки, которым
ранее направлено приглашение, поскольку изменение указанной информации
влияет на круг потенциальных участников закупки, которые в связи с внесенными
изменениями могут принять решение об участии в ней.
По мнению комитета, реализация положений законопроекта позволит
унифицировать практику применения Закона № 44-ФЗ и принятых в его
реализацию нормативных правовых актов, упростит деятельность заказчиков
и участников закупки, поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет
Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике,
местному самоуправлению и делам севера, Комитет Совета Федерации по науке,
образованию и культуре поддерживают законопроект.
При этом Комитетом Совета Федерации по экономической политике
отмечено, что вышеуказанное положение законопроекта об установлении
письменной формы контракта ужесточает нормы Закона № 44-ФЗ по сравнению
с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и не учитывает
необходимость оперативного заключения контрактов в целях выполнения
специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства,
в связи с чем его необходимо исключить либо скорректировать с учетом
проведения специальной военной операции.
Кроме того, отмечено, что проектируемая законопроектом норма
о наделении Минфина России полномочиями по даче разъяснений
законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе
не согласуется с полномочиями ряда федеральных органов исполнительной
власти, уже наделенных аналогичными полномочиями в установленной сфере
деятельности. По этой причине предложено исключить указанную норму
либо установить требование о формировании письменных разъяснений совместно
с Минфином России.
Учитывая вышеизложенное, комитет поддерживает проект федерального
закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд“ и Федеральный закон „О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и приостановлении
действия части 5 статьи 2 Федерального закона „О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд“.