Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 632951–8 «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 632951–8 «О внесении изменений в статью 219
части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной
Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, А.К. Луговым и другими, и сообщает
следующее.
Законопроект направлен на стимулирование процесса регистрации
домашних животных в субъектах Российской Федерации.
Для достижения данной цели Законопроектом предлагается ввести новый
вид социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (далее –
НДФЛ) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за
профилактические, диагностические и лечебные мероприятия в отношении
домашних животных, зарегистрированных в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, проведенные организациями,
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в
области ветеринарии, а также в размере стоимости лекарственных препаратов для
ветеринарного применения, назначенных специалистом в области ветеринарии и
приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
По мнению комитета, вопрос, на решение которого направлен
Законопроект, безусловно, заслуживает внимания. Вместе с тем
по Законопроекту имеется ряд замечаний.
Согласно Законопроекту вычет предлагается распространить в отношении
домашних животных, зарегистрированных в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Вместе с тем законодательством
Российской Федерации не установлен такой порядок. В частности,
такое положение отсутствует в Федеральном законе от 27 декабря 2018 года
№ 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с этим
указание в проектируемой норме на «регистрацию животных в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации», представляется
некорректным.
Как отмечается в пояснительной записке, в настоящее время органы
государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом
устанавливать порядок осуществления деятельности по обращению с животными
без владельцев и определять перечень мероприятий при осуществлении такой
деятельности в регионе. Однако решение об обязательной регистрации домашних
животных принято лишь в нескольких регионах (Московской области, Еврейской
автономной области, Ненецком автономном округе, Чувашской Республике и
Ханты-Мансийском автономном округе – Югра). Соответственно, данный
механизм не распространен на всю территорию Российской Федерации.
Необходимо учитывать, что согласно нормам Бюджетного кодекса
Российской Федерации поступления по НДФЛ зачисляются в бюджеты
региональных и местных бюджетов. Их сокращение повлечет уменьшение
совокупного объема средств, за счет которых покрываются социально значимые
расходы, в частности, направленные на поддержку семей с детьми, малоимущих и
других нуждающихся в поддержке категорий граждан. При этом, исходя
из буквального прочтения положений Законопроекта, правом на новый вычет
налогоплательщик сможет воспользоваться в отношении неограниченного числа
домашних животных. Соответственно, объем выпадающих доходов может быть
значительным. Вместе с тем в сопроводительных материалах к Законопроекту
отсутствует финансово-экономическое обоснование предлагаемой меры,
а также статистическая и аналитическая информация по проблеме, на решение
которой направлен Законопроект.
По мнению комитета, предлагаемый Законопроектом механизм
не в полной мере согласуется с поставленной целью по контролю и учету
популяции животных. Представляется, что более эффективным способом
в данном случае является принятие на региональном уровне решений
об обязательной регистрации домашних животных, особенно в тех регионах,
в которых такие решения еще не приняты. Помимо этого, усматривается
несоответствие концепции Законопроекта предмету правового регулирования
Налогового кодекса Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике
и природопользованию поддерживает Законопроект, Комитет Совета Федерации
по социальной политике не поддерживает концепцию Законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам не поддерживает проект федерального закона № 632951–8
«О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации».