Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 632206–8 «О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации» (далее – Законопроект), внесенный в
Государственную Думу Правительством Российской Федерации, комитет по
вопросам своего ведения отмечает следующее.
Законопроект направлен на определение целей, задач и инструментов
реализации технологической политики в Российской Федерации.
Предметом регулирования Законопроекта являются отношения,
возникающие между субъектами, осуществляющими формирование
технологической политики в Российской Федерации, и лицами,
осуществляющими содействие экономическому развитию на основе
отечественных технологий.
Для целей Законопроекта вводятся определения понятий «технология»,
«критическая технология», «сквозная технология», «проекты развития
технологий», «агенты развития технологий», «высокотехнологичная продукция»,
«результаты работ и оказание услуг в сфере развития технологий», «производитель
высокотехнологичной продукции», «технологические инновации,
«квалифицированный заказчик», «организация с государственным участием,
реализующая программу инновационного развития», большая часть из которых
уже используется в нормативно-правовых актах.
Так, под агентами развития технологий предлагается понимать институты
инновационного развития и иные юридические лица, предоставляющие
финансирование проектов развития технологий в соответствии с положениями
Законопроекта.
Законопроектом определяются цели и задачи технологической политики, а
также инструменты ее реализации (среднесрочные и долгосрочные планы
развития технологий, перечни критических и сквозных технологий, национальные
проекты технологического суверенитета, проекты по развитию сквозных
технологий и другие). В состав субъектов, осуществляющих формирование
технологической политики, включаются Президент Российской Федерации,
Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской
Федерации, Банк России, Российская академия наук, исполнительные органы
субъектов Российской Федерации. К лицам, осуществляющим содействие в сфере
развития технологий, Законопроектом отнесены институты инновационного
развития, организации с государственным участием, кредитные организации и
юридические лица, осуществляющие венчурное и (или) прямое финансирование
в сфере развития технологий, разработчики технологий и производители
высокотехнологичной продукции, ее покупатели (заказчики), образовательные
организации высшего образования, научные организации, органы местного
самоуправления и другие.
В целях формирования и реализации технологической политики
Законопроектом закрепляется распределение полномочий, прав и функций между
Правительством Российской Федерации и федеральными органами
исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской
Федерации, а также организациями с государственным участием.
Законопроектом к национальным проектам технологического суверенитета
предлагается относить проекты, реализация которых направлена на обеспечение
серийного производства высокотехнологичной продукции в целях повышения
уровня технологического суверенитета и обеспечения долгосрочного спроса на
высокотехнологичную продукцию, имеющих системное значение для
функционирования экономики и решения социально-экономических задач
Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства,
достижения в области критических технологий технологического паритета с
иностранными государствами — лидерами в соответствующей области.
Согласно Законопроекту Правительство Российской Федерации будет
определять перечни критических и сквозных технологий, а также перечни
национальных проектов технологического суверенитета.
В соответствии с Законопроектом общий объем финансирования
национального проекта технологического суверенитета, в том числе за счет средств
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных средств,
должен составлять не менее десяти миллиардов рублей за период реализации
указанного проекта. Вместе с тем представленные с Законопроектом материалы
не содержат расчетов и обоснования указанного размера.
Законопроектом предлагается закрепить особенности финансирования
проектов развития, предусматривающие необходимость проведения их экспертизы
до начала финансирования, в процессе их реализации и после завершения, а также
обеспечения агентом развития технологий мониторинга и контроля за целевым
расходованием бюджетных средств.
Также предусмотрено требование о необходимости возврата получателем
финансирования агенту развития технологий средств финансирования в случае
выявления факта их нецелевого расходования в рамках реализации проектов
развития технологий. При этом не установлены порядок возврата указанных
средств, включая сроки и условия такого возврата, а также положение
об ответственности за их неправомерное использование.
Кроме того, предлагается наделить Правительство Российской Федерации
правом устанавливать особенности осуществления закупок отдельными
заказчиками высокотехнологичной продукции, являющимися организациями
с государственным участием, реализующими программы инновационного
развития в соответствии с Федеральным законом «О технологической политике
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации».
Законопроект предполагает также внесение изменений в Федеральный закон
«О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральный
закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в
Российской Федерации», направленных на приведение их в соответствии с
рассматриваемым Законопроектом.
По мнению комитета, положения части 10 статьи 24 Законопроекта в части
соблюдения обязательных требований к содержанию нормативных правовых
актов, регулирующих предоставление субсидий и бюджетных инвестиций,
нуждаются в согласовании со статьями 78, 782, 783, 79, 80 Бюджетного кодекса
Российской Федерации.
Положения части 5 статьи 25 Законопроекта определяют, что правила
оценки эффективности финансирования проектов развития технологий,
включающие особенности определения целевого характера использования
бюджетных средств на финансирование проектов развития технологий, и средств,
выделяемых из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен
государственными гарантиями, применяемые при проведении такой оценки
критерии, а также требования к осуществлению мониторинга и контроля
реализации проектов развития технологий, устанавливаются Правительством
Российской Федерации. По мнению комитета, указанные положения могут
потребоваться согласования с положениями действующего законодательства, в том
числе в части вопросов целевого характера и оценки эффективности
использования бюджетных средств. Так, специальное правовое регулирование
особенностей оценки эффективности использования бюджетных средств,
установленных федеральными законами, уже установлено в статье 1603
Бюджетного кодекса Российской Федерации, а содержание понятия «нецелевое
использование бюджетных средств» определено статьей 3064 Бюджетного кодекса
Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено вступление в силу его положений
с 1 сентября 2024 года, но не ранее чем по истечении ста восьмидесяти дней после
дня его официального опубликования, что с учетом текущей календарной даты
представляется некорректным.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту
финансовое обеспечение расходов на его реализацию будет осуществляться
в рамках государственных программ «Экономическое развитие и инновационная
экономика», «Развитие промышленности и повышение ее
конкурентоспособности» и «Научно-технологическое развитие Российской
Федерации».
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О технологической политике в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации».