Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 619203–8 «О внесении изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 619203–8 «О внесении изменений в статью 226
части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной
Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, А.К. Луговым и другими, и сообщает
следующее.
Законопроект направлен на поддержку небольших регионов, из которых
жители временно уезжают на заработки в связи с отсутствием работы или низким
уровнем заработной платы.
Для достижения данной цели Законопроектом предлагается изменить
порядок зачисления суммы налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ),
установив, что сумма налога, удержанная налоговым агентом
у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода,
перечисляется по месту регистрации (месту жительства) налогоплательщика
на основании его заявления, а не по месту учета налогового агента в налоговом
органе, как это установлено действующей редакцией Налогового кодекса
Российской Федерации (далее – НК РФ).
По мнению комитета, вопрос, на решение которого направлен
Законопроект, безусловно, заслуживает внимания. Вместе с тем
по Законопроекту имеется ряд замечаний.
Необходимо учитывать, что Конституцией Российской Федерации
и Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242–1 «О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданам
гарантирована свобода выбора места жительства. Соответственно, место
жительства налогоплательщика-физического лица может меняться несколько раз
в налоговом периоде. В связи с этим в НК РФ закреплен принцип уплаты НДФЛ
по месту нахождения налогового агента (его обособленных подразделений), а не
налогоплательщика.
Помимо этого, Законопроектом не предусматривается внесение изменений
в иные нормы НК РФ, регламентирующие порядок уплаты НДФЛ
и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации налоговыми
агентами. В частности, предусмотренный статьей 226 НК РФ порядок
перечисления НДФЛ налоговыми агентами взаимосвязан с нормами статьи 24 НК
РФ, в соответствии с которыми налоговые агенты обязаны представлять в
налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для
осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания
и перечисления налогов. Кроме того, согласно статье 230 НК РФ налоговые
агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ,
исчисленных и удержанных налоговым агентом, и документ, содержащий
сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах
НДФЛ, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему
Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу.
Таким образом, реализация Законопроекта приведет к увеличению нагрузки
на налоговых агентов и может создать проблемы, связанные
с усложнением процесса налогового администрирования, включая затруднение
проведения контрольных мероприятий со стороны налоговых органов, а также
негативно повлиять на стабильность и прогнозируемость налоговых доходов
региональных и местных бюджетов и организацию их казначейского исполнения.
Кроме того, положения статьи 2 Законопроекта необходимо привести
в соответствие с нормами статьи 5 НК РФ, регламентирующими порядок
вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета
Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера не поддерживают Законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам не поддерживает проект федерального закона № 619203–8
«О внесении изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации».