Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 639656–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый
период 2025 и 2026 годов“ (далее – Законопроект), внесенный
в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, комитет
отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в целях финансового обеспечения реализации
Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному
Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года (далее – Послание
Президента Российской Федерации) и отдельных поручений Президента
Российской Федерации, а также уточнения распределения ряда межбюджетных
трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, с учетом изменений
законодательства, влияющих на поступление доходов федерального бюджета и
фактической динамики поступления доходов в 2024 году.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон
от 27 ноября 2023 года № 540-ФЗ „О федеральном бюджете на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годов“ (далее — Закон № 540-ФЗ) в части
показателей, утвержденных на 2024 год. Изменения показателей планового
периода 2025 и 2026 годов будут отражены в проекте федерального закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Изменение параметров федерального бюджета, установленных на 2024 год,
обусловлено уточнением показателей прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации с учетом предварительных итогов социально-
экономического развития Российской Федерации за 2023 год, в том числе более
быстрыми темпами роста деловой активности, высоким потребительским и
инвестиционным спросом при нарастающих производственных ограничениях и
повышенной динамикой инфляции
по сравнению с учтенной в параметрах Закона № 540-ФЗ (соответственно 5,1%
и 4,5%). Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта фиксируется в
размере 191 437 млрд рублей, что выше по сравнению
с показателем, установленным Законом № 540-ФЗ, на 6,4%. В части внешних
факторов скорректирован уровень цен на нефть с учетом тенденций изменения
структуры мирового энергетического рынка и продолжающегося санкционного
давления на российскую экономику с соответствующей корректировкой
прогноза по курсу рубля в сторону ослабления.
В соответствии с Законопроектом доходы федерального бюджета в 2024
году составят 35 062,5 млрд рублей с уменьшением на 2,8 млрд рублей по
сравнению с суммой, установленной Законом № 540-ФЗ, то есть фактически
они останутся на том же уровне. По отношению к ВВП доля доходов
федерального бюджета в 2024 году составит 18,3% и уменьшится
на 1,2 процентных пункта за счет снижения доли как нефтегазовых, так и
ненефтегазовых доходов.
Необходимость изменения прогноза поступлений доходов федерального
бюджета, положенного в основу Закона № 540-ФЗ, связана с изменением
основных параметров прогноза социально-экономического развития,
принятием отдельных решений и изменением законодательства Российской
Федерации, а также с фактической динамикой поступления доходов
федерального бюджета за истекший период 2024 года.
Позитивная динамика доходов федерального бюджета в первой половине
2024 года (по состоянию на 1 мая 2024 года доходы выросли в номинальном
выражении на 50,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года)
нивелируется тем, что при формировании уточненной оценки исключены
доходы федерального бюджета, зачисленные или подлежащие зачислению в
резервный фонд Правительства Российской Федерации путем внесения
изменений в сводную бюджетную роспись, а также влиянием изменений
законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов
Правительства Российской Федерации, принятых после вступления в силу
Закона № 540-ФЗ.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2024 году ожидаются
в сумме 10 985,3 млрд рублей (5,7% к ВВП), что на 4,5% меньше ранее
прогнозировавшегося значения. Снижение ожидаемого поступления
нефтегазовых доходов по сравнению с уровнем, учтенным в Законе № 540-ФЗ,
в значительной степени связано с изменением показателей прогноза социально-
экономического развития (показателей добычи, экспорта и переработки
углеводородного сырья, цены на нефть, используемой для расчета налогов, и
курса доллара США по отношению к рублю). Влияние указанного снижения на
сбалансированность федерального бюджета нейтрализуется „бюджетным
правилом“.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2024 году оцениваются в
объеме 24 077,2 млрд рублей (12,6% к ВВП), что на 2,2% больше ранее
прогнозировавшегося значения. Рост поступлений ненефтегазовых доходов
ожидается преимущественно за счет роста поступления основных налогов и
таможенных платежей (внутреннего и ввозного налога на добавленную
стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и ввозных таможенных
пошлин).
Общий объем расходов федерального бюджета устанавливается в сумме
37 182,6 млрд рублей, что выше объема, зафиксированного Законом № 540-ФЗ,
на 522,0 млрд рублей. Увеличение расходов предусматривается за счет
увеличения ненефтегазовых доходов и поступлений от продажи акций и иных
форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации.
Законопроект содержит следующие изменения в части расходов федерального
бюджета:
- на реализацию Послания Президента Российской Федерации
предусмотрены расходы в объеме 159 168,6 млн рублей, в том числе 66 200,0 млн
рублей – дополнительно на реализацию программы „Семейная ипотека“ с
учетом ее продления; 47 823,3 млн рублей – дополнительно на реализацию меры
государственной поддержки „Выплата в размере 450 тыс. рублей“ с учетом ее
продления; 33 163,7 млн рублей –обеспечение увеличения с 1 марта 2024 года
ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство
педагогическим работникам образовательных организаций в малых населенных
пунктах; 9 350,0 млн рублей — резервирование бюджетных ассигнований в целях
финансирования проектов, направленных на обеспечение доступа к
высокоскоростному интернету (ООО „Бюро 1440“); 1 500,0 млн рублей -
резервирование бюджетных ассигнований в целях обеспечения реализации
начиная с 1 сентября 2024 года пилотного проекта, направленного на
повышение оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин; 1 131,6
млн рублей — обеспечение введения с 1 сентября 2024 года ежемесячной выплаты
советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями в государственных и муниципальных
общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях;
- предусмотрено увеличение объемов бюджетных ассигнований в связи с
изменением основных параметров прогноза социально-экономического
развития в объеме 184 496,8 млн рублей, в том числе: 42 237,5 млн рублей -
резервирование бюджетных ассигнований на оплату труда отдельных категорий
работников федеральных государственных учреждений, определенных указами
Президента Российской Федерации; 22 295,2 млн рублей — реализация
мероприятий по исполнению обязательств перед иностранными государствами;
21 384,7 млн рублей — курсовая разница с учетом изменения прогнозного
среднегодового курса доллара США; 21 337,6 млн рублей — резервирование
бюджетных ассигнований в целях реализации мероприятий, связанных с
обеспечением высокоскоростного доступа образовательных организаций и
избирательных комиссий к сети „Интернет“ с использованием единой
защищенной сети передачи данных; 19 153,9 млн рублей — оказание финансовой
поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации; 18 864,9 млн рублей -
реализация мероприятий Федерального дорожного фонда; 12 835,7 млн рублей
- отдельные субсидии юридическим лицам, предоставляемые в пределах
поступления отдельных доходов федерального бюджета; 10 588,9 млн рублей -
резервирование бюджетных ассигнований в целях повышения заработной платы
работников органов внутренних дел;
- на реализацию отдельных поручений Президента Российской Федерации
и Председателя Правительства Российской Федерации предусматривается
увеличение объема бюджетных ассигнований в объеме 179 296,9 млн рублей, в
том числе: 140 000,0 млн рублей — резервный фонд Правительства Российской
Федерации, в рамках государственной программы Российской Федерации
»Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»;
18 143,9 млн рублей — ежемесячные денежные выплаты ветеранам в связи с
увеличением численности получателей денежной выплаты из числа ветеранов
боевых действий (членов их семей); 14 983,7 млн рублей — предоставление
субсидии энергосбытовой организации, уполномоченной Правительством
Российской Федерации на осуществление купли-продажи электрической
энергии (мощности) для целей поставки электрической энергии (мощности) на
территориях воссоединенных субъектов Российской Федерации;
- при этом предусмотрено уменьшение бюджетных ассигнований на
реализацию иных мероприятий в объеме 989,9 млн рублей.
Согласно приложению 171 к Законопроекту изменение бюджетных
ассигнований по государственным программам Российской Федерации (далее –
госпрограммы) составит 393 146,9 млн рублей, по непрограммным
направлениям деятельности – 128 825,5 млн рублей.
Законопроектом предусматривается изменение объемов финансирования
по 43 госпрограммам, в том числе по 42 госпрограммам объемы
финансирования увеличены и по одной госпрограмме (»Охрана окружающей
среды») сокращены на 679,7 млн рублей.
Наибольшее увеличение бюджетных ассигнований планируется по двум
госпрограммам: «Управление государственными финансами и регулирование
финансовых рынков» (на 145 759,7 млн рублей, или на 5,0%), «Обеспечение
доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан
Российской Федерации» (на 114 192,6 млн рублей, или на 14,9%). Кассовое
исполнение по этим госпрограммам составило на 1 мая 2024 года 26,4% и 52,4%
соответственно.
Увеличение бюджетных ассигнований на госпрограмму «Управление
государственными финансами и регулирование финансовых рынков»
обусловлено резервированием бюджетных ассигнований в размере 140 000,0 млн
рублей на реализацию отдельных поручений Президента Российской Федерации
и Председателя Правительства Российской Федерации.
Значительное увеличение бюджетных ассигнований на 14 856,7 млн
рублей (или на 41,7%) на реализацию госпрограммы «Развитие энергетики»
обусловлено резервированием средств на предоставление субсидии указанной
выше энергосбытовой организации.
Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы «Социально-
экономическое развитие Калининградской области» предусматривается
увеличить на 4 474,3 млн рублей (или на 17,3%) для предоставления субвенции
бюджету Калининградской области на обеспечение поддержки юридических
лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области.
Не предусматриваются изменения бюджетных ассигнований по шести
госпрограммам: «Развитие авиационной промышленности», «Развитие
судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», «Развитие
Северо-Кавказского федерального округа», «Социально-экономическое
развитие Арктической зоны Российской Федерации», «Развитие оборонно-
промышленного комплекса», «Социально-экономическое развитие Республики
Крым и г. Севастополя».
Самое низкое кассовое исполнение на 1 мая 2024 года зафиксировано по
госпрограмме «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности»
(2,2%). При этом Законопроектом предлагается увеличение объема
финансирования по данной госпрограмме на 1,3 млн рублей.
Также низкий уровень кассового исполнения отмечается по следующим
госпрограммам: «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых
месторождений» (12,2%), «Реализация государственной национальной
политики» (13,0%), «Развитие энергетики» (13,8%), «Содействие
международному развитию» (14,2%), «Социально-экономическое развитие
Арктической зоны Российской Федерации» (19,2%).
Согласно пояснительной записке к Законопроекту внесение предлагаемых
изменений в распределение бюджетных ассигнований на реализацию
госпрограмм не приводит к ухудшению их параметров и (или) их структурных
элементов.
В части непрограммных направлений деятельности основные изменения
касаются направлений «Реализация функций иных федеральных органов
государственной власти» и «Развитие пенсионной системы Российской
Федерации». Законопроектом по ним предусмотрены бюджетные ассигнования
в объеме 131 889,3 млн рублей (в том числе резервирование бюджетных
ассигнований в целях финансирования проектов, направленных на обеспечение
доступа к высокоскоростному интернету (ООО «Бюро 1440») и в целях
реализации мероприятий, связанных с обеспечением высокоскоростного
доступа образовательных организаций и избирательных комиссий к сети
»Интернет» с использованием единой защищенной сети передачи данных) и
2 744,6 млн рублей соответственно.
Дефицит федерального бюджета устанавливается в сумме 2 120,1 млрд
рублей, что выше объема, определенного в Законе № 540-ФЗ, на 524,7 млрд
рублей.
Источники финансирования дефицита в Законопроекте увеличиваются по
сравнению с показателем, утвержденным Законом № 540-ФЗ, на планируемую
в 2024 году сумму увеличения размера дефицита федерального бюджета.
Источники внутреннего финансирования дефицита федерального
бюджета по сравнению с показателем, утвержденным Законом № 540-ФЗ,
увеличиваются на 594,7 млрд рублей, в том числе за счет снижения стоимости
государственных ценных бумаг Российской федерации на 146,4 млрд рублей и
уменьшения объема возврата бюджетных кредитов в связи с погашением
задолженности по бюджетным кредитам бюджетов субъектов Российской
Федерации в объеме 1/3 от графика погашения в 2024 году при увеличении
остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета
на 767,4 млрд рублей и поступлений от продажи акций и иных форм участия в
капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, на 5,76 млрд
рублей.
Источники внешнего финансирования дефицита по сравнению
с показателем, утвержденным Законом № 540-ФЗ, снижаются на 70,0 млрд
рублей в основном за счет уменьшения объема возвратов по государственным
финансовым и государственным экспортным кредитам.
Законопроектом изменяется уровень государственного долга. Общий
объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2025 года
устанавливается в сумме 32 853,9 млрд рублей, что выше показателя,
установленного Законом № 540-ФЗ, на 351,4 млрд рублей.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской
Федерации на 1 января 2025 года устанавливается в сумме 26 680,4 млрд рублей,
что выше показателя, установленного Законом № 540-ФЗ,
на 42,9 млрд рублей, а верхний предел государственного внешнего долга
Российской Федерации — в сумме 6 173,5 млрд рублей (63,0 млрд долларов США,
или 56,7 млрд евро), что выше показателя, установленного Законом
№ 540-ФЗ, на 308,5 млрд рублей. При этом динамика показателей внешнего
долга в иностранной валюте отрицательная (снижение на 1,0 млрд долларов
США, или на 0,9 млрд евро).
За счет курсовой разницы в Законопроекте прогнозируется объем средств
Фонда национального благосостояния в сумме 11 510,4 млрд рублей, что выше
объема, прогнозируемого при формировании Закона № 540-ФЗ,
на 319,7 млрд рублей.
Отдельный блок изменений касается распределения ряда межбюджетных
трансфертов, установленного в приложении 31 к Закону № 540-ФЗ.
В частности, предусматривается увеличение объема бюджетных
ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам
субъектов Российской Федерации в связи с обеспечением увеличения с 1 марта
2024 года размера ежемесячного денежного вознаграждения за классное
руководство (кураторство) педагогическим работникам государственных
образовательных организаций, реализующих образовательные программы
начального и среднего (среднего профессионального) образования, на 33 163,7
млн рублей в связи с реализацией Послания Президента Российской
Федерации.
Предусматривается также увеличение объема бюджетных ассигнований на
предоставление ряда субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в
связи с изменением параметров прогноза социально-экономического развития,
перераспределение объемов субсидий и субвенций между регионами-
получателями без изменения общего объема в связи с изменением численности
получателей выплат и фактическим использованием предоставленных средств,
в том числе для опережающих темпов строительства объектов.
Кроме того, Законопроектом предлагается установить распределение иных
межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на
обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения советникам
директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными
объединениями образовательных организаций на 2024 год в связи с
установлением начиная с 1 сентября 2024 года ежемесячной федеральной
выплаты указанным лицам в размере 5 тыс. рублей.
Законопроектом в целях исполнения пункта перечня поручения
Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента
Российской Федерации, утвержденного 30 марта 2024 года № Пр-616,
предусматривается, что в 2024 году не подлежит погашению две трети
задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам исходя из действующих на 1 марта 2024
года графиков погашения задолженности по таким кредитам, за исключением
задолженности по инфраструктурным бюджетным кредитам, кредитам на
пополнение остатка средств на едином счете бюджета и по бюджетным кредитам
за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на
срок до 15 лет по ставке 3% годовых. При этом предусматривается, что
указанная задолженность списывается в 2025 году в соответствии с
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый
период 2026 и 2027 годов».
Положения Законопроекта вступают в силу со дня его официального
опубликования.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета
Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по
конституционному законодательству и государственному строительству,
Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, являющиеся
соисполнителями по Законопроекту, поддерживают его.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О
федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов“.