Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 614967–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции)»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях повышения
эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере
миграции)» (далее – Законопроект), внесенный в Государственную Думу
депутатами Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным, К.Ф. Затулиным,
С.Д. Леоновым и другими, комитет по вопросам своего ведения отмечает
следующее.
Законопроект разработан в целях повышения эффективности
федерального государственного контроля в сфере миграции.
Законопроектом предусматривается установление нового правового
режима – режима высылки, который предлагается применять в отношении
иностранного гражданина, находящегося в Российской Федерации и не
имеющего законных оснований для пребывания (проживания) в Российской
Федерации.
При этом предполагается, что такой гражданин будет считаться
находящимся в режиме высылки со дня внесения сведений о нем в реестр
контролируемых лиц, создание которого предусмотрено Законопроектом.
Законопроектом предлагается также установить права и обязанности
иностранного гражданина, находящегося в режиме высылки (далее –
контролируемое лицо). Так, предусматривается право контролируемого лица
получать от территориальных органов федерального органа исполнительной
власти в сфере внутренних дел, их должностных лиц информацию, которая
относится к основаниям применения режима высылки; знакомиться с
принятыми в его отношении решениями о применении мер в рамках режима
высылки; обжаловать действия (бездействие) должностных лиц федерального
органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее – МВД России)
или его территориального органа решения такого органа, повлекшие за собой
нарушение прав контролируемого лица при осуществлении контроля в рамках
режима высылки.
Законопроект не содержит указания на необходимость ознакомления лица
со всеми основаниями применения режима высылки и не предполагает
возможности обжалования обоснованности его применения.
Согласно Законопроекту порядок применения и прекращения режима
высылки будет устанавливаться МВД России.
Законопроектом предлагается сократить срок временного пребывания в
Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую
Федерацию в порядке, не требующем получения визы, до девяноста суток в
течение одного календарного года. В случае нарушения этого срока въезд в
Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства
будет запрещен. При этом постановка на учет по месту пребывания временно
пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина будет
осуществляться на срок, заявленный в уведомлении о прибытии иностранного
гражданина в место пребывания, либо на срок не более чем на один год.
В отношении иностранного гражданина, находящегося в режиме
высылки, предусматривается ряд ограничительных мер, включая отказ в
открытии банковского счета, осуществлении перевода денежных средств,
распоряжении денежными средствами, находящимися на счетах в банках и
других кредитных организациях Российской Федерации, за исключением
покупки товаров из расчета 30 000 рублей в месяц и проездных документов для
выезда из Российской Федерации, уплаты штрафов, назначенных
государственными органами в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Такие ограничения будут применяться с даты внесения сведений об
иностранном гражданине в Реестр контролируемых лиц и продолжают
действовать до исключения сведений о таком лице из Реестра контролируемых
лиц.
В соответствии с Законопроектом при проведении федерального
государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках режима
высылки должностные лица МВД будут иметь право получать от организаций,
в том числе банков, небанковских (кредитно-финансовых) организаций и
организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций,
документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов контролируемого
лица, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств
по таким счетам, необходимые для проведения контроля, в том числе
содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством Российской
Федерации, а также использовать данные платежных систем.
По мнению комитета, в связи с предусматриваемым Законопроектом
наделением указанных организаций обязанностью предоставления
соответствующей информации на Законопроект требуется получение
заключения Банка России, осуществляющего функции по надзору в
национальной платежной системе, регулированию, контролю и надзору за
деятельностью некредитных финансовых организаций и операторов по приему
платежей.
Необходимо отметить, что Законопроектом в целях установления права
должностных лиц МВД получать соответствующую информацию предусмотрено
внесение изменения в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской
деятельности». Вместе с тем реализация указанного положения Законопроекта
может потребовать внесения соответствующего изменения в статью 26
указанного Федерального закона, регулирующего вопросы банковской тайны.
Также должностные лица МВД наделяются правом при проведении
контроля (надзора) в сфере миграции в рамках режима высылки направлять
запросы о предоставлении информации и документов, составляющих налоговую
тайну.
В материалах к Законопроекту не представлено обоснование изменения
полномочий Министерства иностранных дел Российской Федерации по
принятию решений о продлении либо сокращении срока временного
пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, запрета на
заключение брака, а также целесообразности определения понятия «сохранение
права на въезд» Федеральным законом «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации», учитывая, что исчерпывающий перечень
случаев, когда въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или
лицу без гражданства может быть не разрешен или не разрешается, уже
определен Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации
и въезда в Российскую Федерацию».
Кроме того, предполагаемый порядок реализации новых правовых
оснований вынесения МВД России или его территориальными органами
решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или ограничения
выезда за пределы Российской Федерации, сокращении срока временного
пребывания, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания
(проживания) в Российской Федерации нуждается в более детальном
нормативном определении.
Также с целью предотвращения возможности включения граждан
Российской Федерации в реестр контролируемых лиц необходимо уточнить
наименование данного реестра, определив его как реестр контролируемых лиц
(из числа иностранных граждан и лиц без гражданства).
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация
положений Законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального
бюджета. При этом расходы, связанные с формированием и содержанием
реестра контролируемых лиц, планируется осуществлять в пределах средств,
выделенных МВД России и Министерству цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской Федерации на модернизацию
информационных систем и развитие цифровых технологий.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации (в целях повышения эффективности федерального
государственного контроля (надзора) в сфере миграции)».