Отзывы на ПФЗ

Отзыв по проекту законодательной инициативы № 8–573 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О проведении эксперимента но установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», подготовленному Государственным Советом Удмуртской Республики

Рассмотрев проект законодательной инициативы № 8–573
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации
и статью 2 Федерального закона «О проведении эксперимента
по установлению специального налогового режима «Налог
на профессиональный доход» (далее — Проект), подготовленный
Государственным Советом Удмуртской Республики, комитет отмечает
следующее.
Проект разработан в целях зачисления налога на профессиональный
доход в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских
округов с внутригородским делением, муниципальных округов,
на территории которых осуществляет деятельность гражданин,
зарегистрировавшийся в качестве плательщика налога на профессиональный
доход (далее — НПД).
Для достижения данной цели Проектом предлагается внести
изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — БК РФ)
и Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении
эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог
на профессиональный доход» (далее — Федеральный закон № 422-ФЗ),
предусматривающие зачисление поступлений НПД не в региональные,
а в местные бюджеты, а также требование указывать муниципальный район
(городской округ, городской округ с внутригородским делением,
муниципальный округ) на территории субъекта Российской Федерации,
на территории которого физическим лицом ведется деятельность,
при переходе на специальный налоговый режим. Введение новых правил
предусматривается с 1 января 2025 года.
Комитет концептуально поддерживает необходимость повышения
уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований,
формирования собственных источников доходов местных бюджетов.
Вместе с тем по Проекту имеется ряд существенных замечаний.
В соответствии с Федеральным законом № 422-ФЗ указание
муниципального образования, в котором осуществляется ведение
деятельности, для плательщика НПД не предусмотрено. Необходимо также
учитывать, что основные виды деятельности самозанятых (такие как
перевозка пассажиров, строительство, консультационные услуги, курьерские
услуги) предусматривают ведение деятельности на территории, значительно
превышающей территорию муниципальных образований и, зачастую,
выходят за границы субъекта Российской Федерации. Также самозанятые
могут осуществлять деятельность на территории нескольких муниципальных
образований или даже нескольких субъектов Российской Федерации.
При этом налогоплательщики НПД ставятся на учет по месту регистрации,
причем место их фактического жительства неизвестно.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона № 422-ФЗ
постановка на учет в качестве плательщиков НПД может осуществляться
кредитными организациями. В связи с этим для реализации
предусмотренных Проектом изменений потребуется существенная доработка
информационных сервисов (программных продуктов), разрабатываемых
кредитными организациями и взаимодействующих с информационной
системой ФНС России в части актуализации соответствующих справочников
мест ведения деятельности.
Абзацем 7 статьи 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов
Российской Федерации отнесено установление нормативов отчислений
доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе
от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами,
и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии
с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов
Российской Федерации. Порядок и критерии определения таких нормативов
могут определяться субъектом Российской Федерации самостоятельно
на основании уже имеющихся сведений (например, сведений о месте
постановки на учет налогоплательщика по месту жительства).
Следует также учитывать, что выбор муниципального образования
при регистрации в качестве плательщика НПД существенно усложнит
данную процедуру.
Кроме того, положения Проекта предусматривают внесение
изменений в БК РФ и в Федеральный закон № 422-ФЗ, что противоречит
пункту 7 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно
которому внесение изменений в законодательство Российской Федерации
о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание
утратившими силу положений актов законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными
законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов,
изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих
утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации
или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Положения Проекта противоречат аналогичным требованиям,
установленным абзацем 3 статьи 2 БК РФ в отношении актов бюджетного
законодательства.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает проект
законодательной инициативы № 8–573 «О внесении изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 2 Федерального
закона «О проведении эксперимента по установлению специального
налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Настоящий отзыв не может препятствовать реализации
Государственным Советом Удмуртской Республики права законодательной
инициативы и принятию решения о внесении подготовленного
законопроекта в Государственную Думу.