Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 594962–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (далее – Законопроект), внесенный в Государственную
Думу Правительством Российской Федерации, комитет по вопросам своего
ведения отмечает следующее.
Законопроект разработан с целью обеспечения условий для надежного
энергообеспечения потребителей электрической энергии со стороны некрупных
территориальных сетевых организаций на уровне распределительной сети, а также
создания систематизированной нормативной правовой основы цифровизации
электроэнергетики за счет поэтапного внедрения автоматического
дистанционного управления режимами работы объектов электрической сети и
объектов генерации из диспетчерских центров и формирования единого центра
ответственности в каждом субъекте Российской Федерации.
Законопроектом комплексно регулируется использование средств
дистанционного управления технологическими процессами объектов
электроэнергетики, телекоммуникационного оборудования, обеспечивающих
техническую возможность изменения технологического режима работы и (или)
эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств
объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок непосредственно из
диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике или с иных удаленных автоматизированных рабочих мест,
терминалов, щитов, центров управления путем передачи технологической
информации и реализации команд управления.
При этом дополняются и уточняются функции системного оператора по
изменению технологического режима работы и эксплуатационного состояния
объектов электроэнергетики путем непосредственного воздействия на них с
использованием средств дистанционного управления из диспетчерских центров
(далее – ДУ), предусматривается регулирование обеспечения ДУ в зависимости от
класса напряжения, генерирующей мощности объектов, срока проектирования,
строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, технической возможности
введения ДУ.
С целью обеспечения дистанционного управления из диспетчерских центров
Законопроектом проектируется обязанность субъектов электроэнергетики по
организации осуществления ДУ в отношении строящихся, реконструируемых и
эксплуатируемых ими объектов электроэнергетики, а также предусматриваются
источники и механизмы финансирования организации ДУ в отношении
действующих объектов, в том числе путем учета соответствующих расходов в плате
за мощность генерирующих объектов и при установлении цен (тарифов) на услуги
по передаче электрической энергии.
В отношении находящихся в эксплуатации объектов электроэнергетики
устанавливаемая Законопроектом обязанность по обеспечению ДУ будет
определяться исходя из наличия технической возможности, определяемой в
соответствии с критериями, установленными Правительством Российской
Федерации или Минэнерго России.
В отношении существующих объектов, имеющих такую техническую
возможность, переход на ДУ будет осуществляться до 1 января 2027 года в
соответствии с планами-графиками, разработанными владельцами этих объектов.
В отношении существующих объектов, не имеющих технической
возможности, согласно Законопроекту, такая возможность должна быть создана
при последующей их реконструкции, если она затрагивает оборудование и
устройства, подлежащие ДУ. При этом сроки проведения такой реконструкции
определяются собственниками таких объектов электроэнергетики самостоятельно.
В отношении объектов, на вывод из эксплуатации которых
до 1 января 2027 года получено согласование уполномоченного органа, переход на
ДУ не осуществляется.
Законопроектом предусмотрены разработка нормативных правовых актов
для закрепления обязательного минимального состава оборудования и устройств,
подлежащих ДУ, а также объемы реконструкции объектов электроэнергетики, при
выполнении которых обеспечивается техническая возможность реализации ДУ.
С целью создания единого информационного описания
электроэнергетической системы и объектов электроэнергетики в виде цифровой
машиночитаемой модели Законопроектом в Федеральный закон «Об
электроэнергетике» вводится определение «цифровая информационная модель
объекта электроэнергетики».
Правительство Российской Федерации и Минэнерго России наделяются
полномочиями по утверждению правил формирования, ведения и порядка
предоставления цифровых информационных моделей электроэнергетических
систем и цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики, а
также правил осуществления автоматизированного информационного обмена и
предоставления информации в области электроэнергетики в электронном виде.
В соответствии с Законопроектом услуги по передаче электрической энергии
потребителям электрической энергии (лицам, действующим в их интересах)
оказывает системообразующая территориальная сетевая организация (далее –
СТСО), которая определяется решением высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации в соответствии с критериями и порядком, установленными
Правительством Российской Федерации, включая срок присвоения указанного
статуса.
Законопроектом изменяется модель ценообразования на рынке
электроэнергии. Закрепляется модель «котел-сверху», в соответствии с которой
услуги по передаче электрической энергии потребителям будет оказывать только
СТСО, а прочие территориальные сетевые организации будут оказывать услуги по
передаче электрической энергии иным территориальным сетевым организациям,
в том числе и СТСО.
В городе федерального значения Москве определяются две СТСО и
устанавливаются границы зон их деятельности.
СТСО будет обязано осуществлять эксплуатацию бесхозяйных объектов, к
которым присоединены энергопринимающие установки потребителей,
обеспечивать ликвидацию последствий аварий на основании решений штаба по
обеспечению безопасности электроснабжения на бесхозяйных объектах, а также
на объектах ТСО в случае, если ТСО не соответствует установленным критериям.
Предусмотрено обязательное заключение СТСО договора с ТСО либо
владельцами указанных объектов об использовании таких объектов (далее –
договор об использовании объектов) и о порядке ликвидации последствий аварий
на них. Определяются порядок заключения договора об использовании объектов
и последствия несоблюдения этого порядка, устанавливаются требования к
заключению указанного договора (по срокам передачи прав владения и
пользования объектами, взаимным обязанностям сторон по передаче документов
и информации, ликвидации аварий до передачи прав, компенсации расходов),
допускается возможность зачета встречных однородных требований по договорам
об использовании объектов и договорам оказания услуг по передаче электрической
энергии потребителю электрической энергии. Указанный договор будет носить
возмездный характер, его цена должна обеспечивать возмещение перечисленных
в Законопроекте затрат, в том числе на уплату налога на имущество организаций,
земельного налога, расходов на внесение арендной платы или платы за сервитут.
Экономически обоснованные расходы СТСО, необходимые или понесенные
ею для исполнения указанных выше обязанностей, предлагается включить в состав
цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, за исключением
расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение и
на ликвидацию последствий аварий, которые должны возмещаться на основании
договора о порядке использования объектов.
Законопроектом определяются последствия прекращения деятельности
владельцев объектов электросетевого хозяйства в качестве ТСО в связи с
несоответствием критериям отнесения к таким организациям. СТСО получает
преимущественное право выкупа объектов электросетевого хозяйства, в
отношении которых с ней заключен договор о порядке использования объектов
электросетевого хозяйства, или объектов электросетевого хозяйства, с
использованием которых оказываются или оказывались после 1 января 2023 года
территориальной сетевой организацией услуги по передаче электрической
энергии.
Предусматривается также, что расходы на организацию и осуществление ДУ
будут учитываться при установлении регулируемых цен (тарифов) на оптовом и
розничных рынках в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Кроме того, к полномочиям Правительства Российской Федерации будет
отнесено утверждение требований к осуществлению ДУ и правил
технологического функционирования электроэнергетических систем,
включающих требования к урегулированию порядка взаимодействия сетевых
организаций, объекты электросетевого хозяйства которых технологически
присоединены друг к другу, когда между указанными организациями необходимо
заключение обязательных безвозмездных соглашений, определяющих взаимные
права и обязанности при указанном взаимодействии, а также существенные
условия таких соглашений.
Вступление в силу основной части положений Законопроекта
предусматривается с 1 сентября 2024 года.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту его
реализация не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».