Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 577665–8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
рассмотрел проект федерального закона № 577665–8 «О внесении изменений
в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные
акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации» (далее – Законопроект), внесенный в Государственную
Думу Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях реализации отдельных положений
Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики
на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Основные изменения, предлагаемые Законопроектом, касаются
совершенствования налогового администрирования, налога на доходы физических
лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых,
налога на имущество, специальных налоговых режимов
и страховых взносов.
В части налогового администрирования.
В целях совершенствования электронного документооборота между
налоговым органом и налогоплательщиком предлагается установить срок
в 6 рабочих дней, после которого направленный налоговым органом
в электронной форме документ (например, требование об уплате налогов)
считается полученным налогоплательщиком. Сейчас такой порядок действует
в случае отправки документа заказным письмом.
Одновременно предлагается исключить неактуальное в таком случае
основание для приостановления операций по счетам налогоплательщика
в банке – неисполнение организацией обязанности по передаче
налоговому органу квитанции о приеме в электронной форме уведомлений
налогового органа.
Для снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты
предусматривается оптимизация количества «нулевой» налоговой отчетности,
которую они обязаны сдавать.
Предусматривается дальнейшее расширение круга потенциальных
участников налогового мониторинга путем сокращения «пороговых» требований к
ним в части суммы уплаченных ими налогов, полученных ими доходов
и величины их активов. Пороговые требования к суммам уплаченных налогов
предлагается снизить с 100 млн до 80 млн рублей, суммам полученных доходов –
с 1 млрд до 800 млн рублей, величине активов – также с 1 млрд
до 800 млн рублей.
В целях изменения сроков уплаты налоговых платежей (отсрочка, рассрочка,
инвестиционный налоговый кредит) предлагается предоставить
ФНС России полномочия по утверждению критериев ликвидности имущества,
которое может быть предметом залога, и оценке платежеспособности лица,
заинтересованного в изменении срока уплаты налоговых платежей.
Законопроектом предусматривается централизованная передача
в ФНС России сведений о многодетных семьях в целях предоставления
им налоговых льгот по имущественным налогам в беззаявительном порядке.
В части налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).
Уточняется порядок расчета НДФЛ с материальной выгоды по займам
в рублях – для расчета размера материальной выгоды будет использоваться
минимальное значение ключевой ставки Банка России между датой выдачи
кредита и датой уплаты процентов по нему.
При налогообложении процентных доходов по долгосрочным (более 1 года)
вкладам предусматривается возможность переноса на будущее части суммы
необлагаемого процентного дохода, не использованной в текущем налоговом
периоде.
Субъектам Российской Федерации предлагается предоставить право
уменьшать минимальный предельный срок владения объектами недвижимого
имущества для целей налогообложения независимо от оснований
их приобретения (не только 5-летний, как сейчас, но и 3-летний).
Социальный налоговый вычет на лечение детей (подопечных), признанных
судом недееспособными, будет предоставляться независимо от их возраста (сейчас
предоставляется по общему правилу – до достижения 18 лет или 24 лет, если
студент).
Законопроектом предусматривается возможность освобождения
от налогообложения доходов в виде жилого помещения (земельного участка),
полученного не только бесплатно из государственной или муниципальной
собственности, но также и с частичной оплатой.
Уточняется порядок освобождения от налогообложения доходов
от продажи жилых помещений, приобретенных в результате раздела (объединения,
выделения, перераспределения, перепланировки и реконструкции) ранее
приобретенных жилых помещений. Вводится единый срок владения
для взрослых членов семьи и несовершеннолетних детей при реализации жилого
помещения, приобретенного в собственность семьи с использованием средств
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В части налога на прибыль организаций.
Предусматривается установление до 31 декабря 2026 года особенностей учета
доходов и расходов, полученных от предписанных судами после 5 марта 2022 года
взысканий с иностранных организаций, расположенных в недружественных
странах, и российских организаций, являющихся солидарными ответчиками этих
организаций. Согласно пояснительной записке к Законопроекту данная норма
направлена на поддержку российских организаций в условиях экономического
давления со стороны отдельных иностранных государств.
Вместе с тем учитывая распространение данной нормы на правоотношения,
возникшие с 5 марта 2022 года, реализация нового порядка учета доходов и
расходов несет в себе риски выпадающих доходов бюджетной системы Российской
Федерации, однако источники их компенсации не определены.
В целях упрощения администрирования Законопроектом исключается
условие о составе активов организации (не более 50% недвижимого имущества,
находящегося на территории Российской Федерации), необходимое для
применения налоговой ставки в размере 0% при реализации небольших пакетов
обращающихся акций (не более 1% от общего количества акций организации).
Кроме того, уточняется условие применения налоговой ставки в размере 0%
организациями, осуществляющими деятельность в области информационных
технологий, в частности предусматривается возможность применения льготной
налоговой ставки только российскими организациями.
В части налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ).
Уточняются особенности исчисления НДПИ в отношении концентратов и
других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, которые позволят с
1 января 2025 года не применять к ставке НДПИ при добыче концентратов и
других полупродуктов, содержащих платину и металлы платиновой группы,
повышающий коэффициент (Крента).
Согласно финансово-экономическому обоснованию к Законопроекту
принятие указанного положения приведет к выпадающим доходам бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, которые составят порядка
75–90 млн рублей в год. При этом выпадающие доходы региональных бюджетов
составят 45–54 млн рублей в год. В связи с этим, по мнению комитета, реализация
данных положений потребует разработки механизма компенсации указанных
выпадающих доходов.
В части имущественных налогов.
Законопроектом регламентируются порядок перерасчета ранее исчисленных
физическим лицам имущественных налогов и сроки уплаты налогов,
рассчитанных по результатам перерасчета. Перерасчет будет производиться также
по заявлению физического лица при наличии оснований для перерасчета. Налог,
исчисленный по результатам перерасчета, подлежит уплате не позднее 28-го числа
третьего месяца, следующего за месяцем, в котором сформировано налоговое
уведомление в связи с таким перерасчетом.
В части специальных налоговых режимов.
Из состава доходов при применении единого сельскохозяйственного налога
и упрощенной системы налогообложения исключаются доходы в виде сумм
возмещения, полученных за изъятие земельных участков и расположенных на них
объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд.
Уточняется порядок применения повышенных налоговых ставок
по упрощенной системе налогообложения (8% и 20%). Согласно Законопроекту
повышенные ставки будут подлежать применению только в том налоговом
(отчетном) периоде, в котором имеет место превышение доходов.
В части страховых взносов.
Законопроектом предусматривается возможность применения пониженных
тарифов страховых взносов, установленных для российских организаций,
осуществляющих деятельность в области информационных технологий и
входящих в одну группу.
Устанавливается трехлетний срок направления в налоговые органы
плательщиками страховых взносов, не осуществляющими деятельность в течение
отдельных «нестраховых» периодов, заявления об освобождении от уплаты
страховых взносов за указанные периоды и подтверждающих эти периоды
документов.
В соответствии с Законопроектом при определении размера дохода
для целей уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями,
адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой и
уплачивающими НДФЛ, будут подлежать учету профессиональные налоговые
вычеты по НДФЛ. Данная мера позволит снизить нагрузку на данную категорию
плательщиков.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета
Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации
по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению
и делам Севера, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной
политике и природопользованию, Комитет Совета Федерации по
конституционному законодательству и государственному строительству
поддерживают Законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету
и финансовым рынкам поддерживает проект федерального закона № 577665–8
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими
силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации».