Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 566146–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“
(далее — законопроект), внесенный на рассмотрение Государственной Думы
Законодательным Собранием Калининградской области, комитет отмечает
следующее.
Законопроектом предлагается предусмотреть вместо права обязанность
установления заказчиком требования к участнику закупки об отсутствии в реестре
недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — реестр)
информации об участнике закупки.
Согласно пояснительной записке, предлагаемое изменение направлено
на обеспечение эффективности осуществления закупок и развитие
добросовестной конкуренции.
Прежде всего, следует отметить, что участие в закупках лиц, информация
о которых включена в реестр, само по себе не свидетельствует об акте
недобросовестной конкуренции. В соответствии с частью 2 статьи 104
Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ „О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд“ в реестр включается информация об участниках закупок,
уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках,
исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших
обязательства, предусмотренные контрактами. Соответственно, включение
в реестр связано с неисполнением участником закупки или поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) своих обязанностей, а не с ущемлением прав
и законных интересов других хозяйствующих субъектов.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что при осуществлении
закупки может возникнуть ситуация, при которой не будет подана ни одна заявка,
в связи с чем закупка будет признана несостоявшейся и, следовательно, не будет
удовлетворена государственная или муниципальная нужда.
Данная ситуация может возникнуть в силу рыночных причин.
Так, например, на товарном рынке функционирует один хозяйствующий субъект,
и информация о нем включена в реестр.
При осуществлении закупки заказчик самостоятельно принимает решение
об установлении рассматриваемого требования с учетом его понимания
состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, его
специфики и прочего.
Одновременно с этим заказчик по общему правилу должен установить
требования об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта,
что является стимулом к исполнению участником закупки, поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) своих обязательств.
Кроме того, следует учесть, что наличие информации о хозяйствующем
субъекте в реестре не всегда свидетельствует о его недобросовестном поведении,
поскольку в отдельных случаях включение в реестр может произойти в результате
принятия ошибочных решений.
Так, в соответствии с подпунктом „а“ пункта 22 Правил ведения реестра
недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года
№ 1078, вышеуказанная информация подлежит досрочному исключению
из реестра в случае получения ФАС России решения суда о признании
недействительным его решения о включении информации об участнике закупки
или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, а также о признании
одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным
или недействительным.
Учитывая вышеизложенное, комитет не поддерживает проект федерального
закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд“.