Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 540989–8 «О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части зачисления налога на доходы физических лиц по месту регистрации физических лиц – получателей дивидендов по акциям и процентов по облигациям)»

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел
проект федерального закона № 540989–8 «О внесении изменения в статью 226
части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части зачисления
налога на доходы физических лиц по месту регистрации физических лиц –
получателей дивидендов по акциям и процентов по облигациям)» (далее –
Законопроект), внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной
Думы М.Н. Матвеевым и О.А. Михайловым, и сообщает следующее.
Законопроект разработан в целях справедливого распределения доходов
бюджетной системы Российской Федерации и повышения доходов местных и
региональных бюджетов.
Законопроектом предлагается изменить порядок зачисления сумм налога на
доходы физических лиц (далее – НДФЛ), удержанных налоговым агентом с
доходов в виде дивидендов по акциям и процентов по облигациям, предусмотрев
их уплату по месту регистрации физического лица – получателя дивидендов по
акциям и процентов по облигациям.
В соответствии с действующей редакцией статьи 226 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее – НК РФ) сумма НДФЛ, исчисленная и
удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он
признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового
агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его
обособленного подразделения.
Необходимо учитывать, что Конституцией Российской Федерации и
Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242–1 «О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации» гражданам гарантирована свобода
выбора места жительства. Соответственно, место жительства налогоплательщика-
физического лица может меняться несколько раз в налоговом периоде. В связи с
этим в НК РФ закреплен принцип уплаты НДФЛ по месту нахождения налогового
агента (его обособленных подразделений), а не налогоплательщика.
Таким образом, предлагаемое Законопроектом изменение сложившейся
системы уплаты и перераспределения НДФЛ может создать проблемы, связанные
с усложнением процесса налогового администрирования, так как повлечет
дополнительную нагрузку на налоговых агентов в связи с существенным
увеличением количества платежных поручений на перечисление НДФЛ в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации по каждому физическому лицу.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации НДФЛ,
являясь федеральным налогом, распределяется между федеральным бюджетом,
бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами по
установленным нормативам отчислений. В связи с этим реализация
Законопроекта окажет негативное воздействие на организацию казначейского
исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так как
приведет, в частности, к перераспределению доходов региональных и местных
бюджетов, в том числе к формированию выпадающих доходов у части местных
бюджетов.
Кроме того, в сопроводительных материалах к Законопроекту не содержится
каких‑либо аналитических и статистических данных и расчетов, которые
позволили бы оценить финансовые и экономические последствия практической
реализации его положений. В частности, отсутствует информация о
количественном распределении по субъектам Российской Федерации физических
лиц, являющихся получателями дивидендов по акциям и процентов по
облигациям. В связи с этим возможность достижения заявленной авторами
Законопроекта цели представляется сомнительной.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной
политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет Совета
Федерации по экономической политике не поддерживают Законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету и
финансовым рынкам не поддерживает проект федерального закона № 540989–8 «О
внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации (в части зачисления налога на доходы физических лиц по месту
регистрации физических лиц – получателей дивидендов по акциям и процентов
по облигациям)».