Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменения в статью 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее — проект федерального закона), внесенный на рассмотрение Государственной Думы Государственным Советом Республики Коми, комитет по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается в пункт 2 части статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях (далее — Федеральный закон № 400-ФЗ) внести изменение, предусматривающее уточнение порядка подсчета продолжительности требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее — «северный стаж»), при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости женщин, родивших двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, — по аналогии с порядком, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 32 указанного Федерального закона.
При этом предлагаемое положение проекта федерального закона влечет изменение условий возникновения права на досрочную страховую пенсию, что не соответствует концепции Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которой право на досрочное пенсионное обеспечение сохраняется на тех же условиях для граждан, которым такое право предоставлялось ранее в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, установленный пенсионным законодательством Российской Федерации порядок исчисления периодов работы, включаемых в «северный стаж», при предоставлении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости обусловлен различными требованиями к продолжительности указанного стажа.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона его реализация потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2024 году в размере 4,54 млрд рублей, в 2025 году — 5,83 млрд рублей и 2026 году — 7,34 млрд рублей. Однако в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации проектом федерального закона не определены источники и порядок исполнения указанных расходных обязательств.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».