Рассмотрев в части вопросов ведения комитета проект федерального закона
»О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации
страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (далее — законопроект), внесенный на рассмотрение
Государственной Думы сенаторами Российской Федерации Н.А.Журавлевым,
А.Д.Артамоновым, С.Н.Рябухиным, М.М.Ульбашевым, Д.И.Оюн, Т.А.Сахаровой,
а также депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, А.Н.Свистуновым,
О.В.Савченко и другими, комитет отмечает следующее.
Законопроект направлен на создание российскими страховщиками
эффективной системы корпоративного управления, отвечающей современным
требованиям.
Так, вносимые изменения в Закон Российской Федерации от 27 ноября
1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
(далее — Закон № 4015-I) касаются института внутреннего контроля: вместо
установления общей обязанности по организации такого контроля страховщиком,
регламентации целей его осуществления и обозначения ответственных лиц
законопроектом предусматриваются положения об осуществлении внутреннего
контроля в соответствии с требованиями к организации и функционированию
системы внутреннего контроля, устанавливаемыми органом страхового надзора
в зависимости от характера и масштаба осуществляемых операций, уровня
и сочетания принимаемых рисков.
Кроме того, устанавливаются требования к внутреннему контролеру,
руководителю службы внутреннего контроля страховщика.
Одновременно с этим законопроектом предусматриваются нормы,
регулирующие исполнение обязанности страховой организации, за исключением
страховой медицинской организации, осуществляющей исключительно
обязательное медицинское страхование, общества взаимного страхования
по организации системы управления рисками и капиталом. Согласно
законопроекту такая система должна соответствовать характеру и масштабу
осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков
и обеспечивать своевременное принятие мер, направленных на ограничение
и (или) предотвращение рисков, связанных с обеспечением финансовой
устойчивости и платежеспособности страховой организации, общества взаимного
страхования, противодействие мошенничеству в страховании, а также обеспечение
интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей.
Требованиями к организации и функционированию системы управления
рисками и капиталом будут устанавливаться Банком России.
Кроме того, предлагается ввести запрет на использование юридическими
лицами в своем наименовании слов, указывающих на то, что данное юридическое
лицо имеет право на осуществление страховой деятельности в соответствии
с Законом № 4015-I.
Также необходимо отметить, что законопроектом из‑под запрета страховым
организациям осуществлять предпринимательскую деятельность, не связанную со
страховой деятельностью (страховым делом), выводится дилерская деятельность,
осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года
№ 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». По мнению комитета, указанная мера позволит
страховым организациям стать участником торгов на фондовом рынке с целью
снижения издержек на услуги посредников посредством прямого доступа
к организованным торгам.
Комитет обращает внимание на то, что законопроект касается полномочий
Банка России, в связи с чем в соответствии с частью девятой статьи 7
Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» на него необходимо получить заключение
Банка России.
Учитывая вышеизложенное, комитет поддерживает проект федерального
закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об организации
страхового дела в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты
Российской Федерации».