Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон „О погребении и похоронном деле“ и Федеральный закон
»Об обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — законопроект),
инициированный Правительством Российской Федерации, комитет по вопросам
своего ведения отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в целях оптимизации механизма назначения и
выплаты социального пособия на погребение, а также предоставления услуг по
погребению путем цифровизации указанного механизма, а также создания
удобных условий для граждан.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон
»О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) в части
установления возможности подачи в Фонд пенсионного и социального
страхования Российской Федерации (далее – Фонд) лично или в электронной
форме через федеральную государственную информационную систему «Единый
портал государственных и муниципальных услуг (функций)» заявления о
получении услуг по погребению в соответствии с гарантированным перечнем,
предусмотренным Федеральным законом № 8-ФЗ, или о выплате социального
пособия на погребение. При этом уточняется процедура обращения за
получением услуг по погребению, а также получения социального пособия на
погребение.
Предусматривается также положение, согласно которому Фонд в целях
подтверждения права заявителя на получение социального пособия на
погребение, а также определения органа, предоставляющего такое пособие, на
основании поступившего заявления обеспечивает получение в порядке
межведомственного электронного взаимодействия сведений в составе,
определяемом единым стандартом предоставления государственной услуги по
назначению социального пособия на погребение, утверждаемым Правительством
Российской Федерации.
Законопроектом предельная стоимость услуг по погребению, оказанных
специализированной службой по вопросам похоронного дела, подлежащей
возмещению Фондом, а также предельный размер социального пособия на
погребение фиксируются в размере 7 793,48 рублей с ежегодной индексацией
исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.
Возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела
стоимости услуг по погребению производится в размере, установленном на дату
погребения умершего по месту осуществления погребения. Размер социального
пособия на погребение определяется на дату составления записи акта о смерти и
по последнему месту жительства умершего, а при отсутствии места жительства -
по месту государственной регистрации смерти.
Согласно законопроекту, выплата социального пособия на погребение
производится по желанию заявителя через кредитную организацию путем его
зачисления на счет заявителя либо через организацию федеральной почтовой
связи.
Также предусматривается установление закрытого перечня оснований для
отказа в назначении социального пособия на погребение.
Законопроектом предусматривается, что единый стандарт предоставления
государственной услуги по назначению социального пособия на погребение
утверждается Правительством Российской Федерации.
Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан,
призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел
законопроектом также распространяются на умерших (погибших) сотрудников
войск национальной гвардии Российской Федерации.
Изменения в Федеральный закон «Об обязательном социальном
страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
связаны с переходом на механизм назначения и выплаты социального пособия
на погребение застрахованным лицам непосредственно органами Фонда.
Законопроектом предусматривается вступление в силу его положений
с 1 января 2025 года. В этой связи комитет отмечает, что в настоящее время
с учетом ранее проведенной индексации предельный размер социального
пособия на погребение составляет 7 793,48 рублей. В феврале 2024 года он будет
проиндексирован и превысит проектируемый законопроектом размер (7 793,48
рублей), т. е. с вступлением в силу проектируемых норм размер социального
пособия на погребение будет снижен по сравнению с действующим на 1 января
2025 года размером указанного пособия.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием
к законопроекту реализация проектируемых норм не потребует дополнительного
финансирования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании изложенного комитет полагает возможным поддержать
концепцию проекта федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон „О погребении и похоронном деле“ и Федеральный закон
»Об обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством».