Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменения в статью 32
Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – проект федерального
закона), внесенный в Государственную Думу Государственным Советом
Республики Коми, комитет по вопросам своего ведения отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьей 32 Федерального закона от 28
декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон
«О страховых пенсиях») женщины, достигшие возраста 50 лет, если они имеют
страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в
районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к
ним местностях, имеют право на досрочную пенсию по старости. Данное право
возникает у «женщин-северянок» при наличии у них установленной величины
индивидуального пенсионного коэффициента (в 2023 году – не ниже 25,8). При
отсутствии у данной категории женщин вышеуказанного стажа работы в районах
Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях право на досрочную
страховую пенсию по старости им может быть предоставлено в соответствии с
общей нормой – независимо от количества детей, по достижении возраста 55 лет,
если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера
либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют
страховой стаж не менее 20 лет. В этом случае при наличии у женщин
«смешанного» стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и работы в
приравненных к ним местностях суммируются, а каждый календарный год работы
в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять
месяцев работы в районах Крайнего Севера. Аналогичные условия суммирования
«смешанного» стажа для женщин, в отношение которых пунктом 2 части 1 статьи
32 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено льготное право на
досрочное назначение страховой пенсии, не предусмотрено.
Проектом федерального закона предлагается для женщин, в отношение
которых пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»
предусмотрено льготное право на досрочное назначение страховой пенсии и
имеющих «смешанный» стаж работы как в районах Крайнего Севера, так и в
приравненных к ним местностях, установить страховую пенсию за 12 календарных
лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в
местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считать за девять месяцев
работы в районах Крайнего Севера.
Вместе с этим в заключении Правительства Российской Федерации на
проект федерального закона указано, что предлагаемое положение влечет
изменение условий возникновения права на досрочную страховую пенсию, что не
соответствует концепции Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно
которой право на досрочное пенсионное обеспечение сохраняется на тех же
условиях для граждан, которым такое право предоставлялось ранее в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, принятие предлагаемых изменений приведет к расширению
круга лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, и потребует
согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального
закона дополнительных средств в размере 4,54 млрд рублей в 2024 году, 5,83 млрд
рублей в 2025 году, 7,34 млрд рублей в 2026 году. Однако в нарушение части 1
статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект федерального
закона не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения новых
видов расходных обязательств.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает проект федерального
закона «О внесении изменения в статью 32 Федерального закона «О страховых
пенсиях».