Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в Закон
Российской Федерации „О трансплантации органов и (или) тканей человека“
(далее — законопроект), инициированный депутатами Государственной Думы
Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым, Б.А. Чернышовым и другими,
комитет по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства
о социальной защите и поддержке доноров костного мозга.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской
Федерации „О трансплантации органов и (или) тканей человека“,
предусматривающие предоставление лицам, безвозмездно отдавшим костный
мозг для спасения жизни человека, за исключением случаев трансплантации
костного мозга больному, являющемуся родственником донору костного мозга,
(далее — безвозмездные доноры костного мозга) мер социальной поддержки в
виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью
7 календарных дней, первоочередного приобретения по месту работы или учёбы
льготных путёвок на санаторно-курортное лечение в течение пяти лет с момента
сдачи костного мозга, а также внеочередного оказания медицинской помощи в
медицинских организациях государственной или муниципальной систем
здравоохранения в рамках программы государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Законопроектом предусматривается вступление в силу его положений
со дня его официального опубликования.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием
к законопроекту реализация проектируемых норм не потребует
дополнительных расходов из федерального бюджета.
Вместе с тем комитет отмечает, что их реализация потребует
дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, а также работодателей (в части расходов на оплату предлагаемого
законопроектом предоставления дополнительного отпуска таким донорам).
При этом в законопроекте и в представленных к нему материалах
отсутствуют соответствующие расчёты и обоснования предлагаемых изменений,
в связи с чем осуществить оценку расходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации не представляется возможным.
Также комитет обращает внимание, что в статье 12 Закона Российской
Федерации „О трансплантации органов и (или) тканей человека“ уже установлен
перечень прав безвозмездных доноров костного мозга и предоставление им
новых прав нуждается в дополнительной проработке и обосновании.
Кроме этого, комитет отмечает необходимость уточнения терминологии
законопроекта в целях обеспечения ее корреспонденции с нормами
действующего законодательства об охране здоровья, а также конкретизации
положений законопроекта в сфере полномочий федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в части реализации
предлагаемых законопроектом указанных мер дополнительной поддержки
безвозмездных доноров костного мозга.
С учётом социальной значимости проектируемых норм комитет полагает
возможным поддержать концепцию проекта федерального закона „О внесении
изменений в Закон Российской Федерации „О трансплантации органов и (или)
тканей человека“, но при условии его существенной доработки с учётом
указанных замечаний и согласования с Правительством Российской Федерации.