Рассмотрев проект федерального закона № 310882–8 «О государственном
регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции,
никотинсодержащей продукции и сырья для их производства», внесенный в
Государственную Думу Правительством Российской Федерации (далее -
законопроект), комитет в части вопросов своего ведения отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается введение государственного
регулирования производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей
продукции и сырья для их производства в Российской Федерации в рамках
отдельного отраслевого закона с установлением специализированного контроля
(надзора) в указанной сфере. В качестве модели регулирования предлагается
использовать уже налаженную систему государственного регулирования
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции.
В настоящее время нормативно-правовое регулирование производства и
оборота табачной продукции осуществляется несколькими министерствами и
ведомствами и носит разрозненный характер. Также недостаточно урегулированы
на законодательном уровне вопросы производства и оборота никотинсодержащей
продукции, отсутствуют конкретные и действенные механизмы контроля за
производством и оборотом табачных изделий.
Все это приводит к увеличению нелегального производства и оборота
табачной и никотинсодержащей продукции (по экспертным оценкам, доля
нелегальной табачной продукции в Российской Федерации за 2016–2021 годы
увеличилась с 1,5% до 11,5%) и, как следствие, к выпадающим доходам
федерального бюджета в виде акцизов. Как указывается в пояснительной записке,
они составят в 2024 году 34 млрд рублей, в 2026 году — 50 млрд рублей, в 2028
году — 74 млрд рублей.
Законопроект как раз и направлен на сокращение объемов нелегального
производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, нелегальный
рынок табачных изделий наносит ущерб не только доходам бюджета, но и
финансовому положению его добросовестных участников, отвлекая денежные
средства из легального оборота в теневой сектор.
Реализация отдельных положений законопроекта потребует осуществления
дополнительных расходов федерального бюджета. Согласно финансово-
экономическому обоснованию совокупная величина расходов бюджета составит
порядка 340 млн. рублей (1% от суммы прогнозируемых дополнительных
поступлений акцизов в 2024 году). Таким образом, указанные дополнительные
денежные поступления должны превысить сумму необходимых расходов. Следует
также учесть, что денежные средства, получаемые нелегальными производителями
от продажи табачной и никотинсодержащей продукции, будут направлены в
легальное поле, что позволит увеличить доходность добросовестных участников
рынка.
Замечаний по концепции законопроекта не имеется. Принятие
проектируемого федерального закона потребует внесения изменений, в том числе,
в Налоговый кодекс Российской Федерации.
С учетом изложенного комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона № 310882–8 «О государственном регулировании производства
и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей
продукции и сырья для их производства».