Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «О ветеранах» и Федеральный закон «О страховых
пенсиях» в части установления дополнительных социальных гарантий отдельным
категориям ветеранов», внесенный в Государственную Думу депутатами
Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.Ю. Семигиным и другими, а также
сенатором Российской Федерации О.Н. Епифановой, комитет по вопросам
своего ведения отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается внести в Федеральный закон
от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» изменения, согласно которым
предусмотреть за счет средств федерального бюджета обеспечение жильем
нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий,
вставших на учет до 1 января 2024 года (в соответствии с действующей
редакцией Федерального закона до 1 января 2005 года), а также изменение
порядка индексации ежемесячной денежной выплаты указанной категории
граждан.
Следует отметить, что отсутствует обоснование необходимости выбора даты
«до 1 января 2024 года», предлагаемой для применения в целях постановки
на учет ветеранов и инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении
жилищных условий. При этом предлагаемое изменение предусматривает
увеличение численности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий.
Также в материалах к проекту федерального закона не отражены причины
увеличения индекса роста потребительских цен за предыдущий год на 1%,
что может повлечь неоднократный пересмотр указанного показателя.
Кроме того, проектом федерального закона предлагается внести изменение
в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
(далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), предусматривающее
предоставление ветеранам боевых действий наравне с инвалидами вследствие
военной травмы права на досрочное назначение страховой пенсии: мужчинам,
достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они
имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и при наличии
величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При этом закрепленный в пункте 3 части 1 статьи 32 Федерального закона
«О страховых пенсиях», льготный порядок реализации права на пенсионное
обеспечение для инвалидов вследствие военной травмы, которые особо
нуждаются в повышенной социальной защите, имеет целью компенсировать
последствия изменений их материального и социального статуса в связи
с установлением инвалидности, а также отражает особый характер обязанностей
государства по отношению к военнослужащим как лицам, пострадавшим при
выполнении конституционно значимых функций и ставшим при этом
инвалидами. Кроме того, включение ветеранов боевых действий в перечень
категории граждан, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии,
повлечет его расширение и увеличение численности получателей пенсии. Однако
3
Алехина С.Р. 8 495 623 04 68
авторами проекта федерального закона не приведено обоснование
необходимости принятия указанного изменения, равно как и не определена
численность получателей.
Кроме того, согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту
федерального закона реализация предлагаемых положений потребует
дополнительных расходов федерального бюджета. При этом в нарушение статьи
83 Бюджетного кодекса Российской Федерации проектом федерального закона
не определены источники и порядок исполнения новых видов расходных
обязательств.
Таким образом, исходя из системного анализа предлагаемых изменений,
комитет считает их недостаточно экономически и концептуально
проработанными.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает проект федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»
и Федеральный закон «О страховых пенсиях» в части установления
дополнительных социальных гарантий отдельным категориям ветеранов»
в указанной редакции.