Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1180617–7 «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год»

Комитет по вопросам своего ведения рассмотрел проект федерального
закона № 1180617–7 «Об исполнении бюджета Федерального фонда
обязательного медицинского страхования за 2020 год» (далее — проект
федерального закона), внесенный 26 мая 2021 года в Государственную Думу
Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Исполнение бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования (далее — Фонд) в 2020 году осуществлялось
в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 382-ФЭ
«О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования
на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее — Закон
о бюджете Фонда) и с учетом реализации дополнительных мер социальной
поддержки отдельных категорий граждан, предприятий и отраслей
экономики в целях снижения влияния негативных последствий пандемии
коронавируса.
По итогам за 2020 год бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме
2 392,7 млрд рублей (101,1% к показателю, утвержденному Законом
о бюджете Фонда). По сравнению с 2019 годом доходы бюджета Фонда
увеличились на 268,7 млрд рублей или на 12,7%.
Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету
Фонда в 2020 году составил 247,7 млрд рублей (100,4% к показателю,
утвержденному Законом о бюджете Фонда), что на 168,8 млрд рублей
или на 213,7% больше, чем в 2019 году.
Расходы бюджета Фонда за 2020 год составили 2 360,5 млрд рублей
(99,7% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
По сравнению с 2019 годом расходы бюджета Фонда увеличились
на 173,7 млрд рублей или на 7,9%.
Бюджет Фонда за 2020 год исполнен с профицитом в размере
32,2 млрд рублей при планируемом дефиците в сумме 1,4 млрд рублей.
Указанный профицит бюджета Фонда сформировался за счет роста
коэффициента собираемости доходов, увеличения объема межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета, возврата территориальными
фондами обязательного медицинского страхования остатков межбюджетных
трансфертов прошлых лет. Кроме того, в 2020 году на пополнение остатка
средств и с целью предотвращения временного кассового разрыва Фондом
привлечены дополнительные средства в объеме 70 млн рублей в форме
бюджетного кредита.
Основным источником формирования доходов бюджета Фонда
являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование
(далее — страховые взносы на ОМС), доля которых в общем объеме доходов
Фонда в 2020 году составила 89,1%. Страховые взносы на ОМС в 2020 году
поступили на общую сумму 2 132,8 млрд рублей (100,6% к показателю,
утвержденному Законом о бюджете Фонда), в том числе:
поступления от страховых взносов на ОМС работающего населения —
1 360,8 млрд рублей (100,9% к показателю, утвержденному Законом
о бюджете Фонда);
поступления от страховых взносов на ОМС работающего населения,
поступающие в фиксированном размере — 28,1 млрд рублей (103,9%
к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда);
поступления от страховых взносов на ОМС неработающего
населения — 743,8 млрд рублей (100% к показателю, утвержденному Законом
о бюджете Фонда). Увеличение поступлений от страховых взносов на ОМС
обусловлено перечислением страховых взносов за декабрь 2020 года ранее
установленного срока.
В 2020 году уплата страховых взносов на ОМС работающего населения
осуществлялась по тарифу 5,1% с выплат в пользу физических лиц.
По сравнению с 2019 годом их поступления в 2020 году увеличились на 66
млрд рублей или на 5%.
Для отдельных категорий налогоплательщиков статьей 427 Налогового
кодекса Российской Федерации сохранены и установлены пониженные
тарифы страховых взносов на ОМС: 4,0%, 0,1%, 0%. Кроме того,
организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах
деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации
в связи с распространением новой коронавирусной инфекции,
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 2 апреля 2020 года № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития
экономики» продлены сроки уплаты страховых взносов, исчисленных
с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март — май
2020 года на 6 месяцев, а также за июнь — июль 2020 года на 4 месяца.
В 2020 году объем межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета
Фонда в связи с установлением пониженных тарифов взносов на ОМС для
отдельных категорий плательщиков составил 11,98 млрд рублей (рост
на 33,4% по сравнению с 2019 годом), на компенсацию выпадающих
доходов в связи с отменой обложения страховыми взносами на ОМС
доходов отдельных категорий лиц — 25,8 млн рублей.
Размер тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения,
уплачиваемого в бюджет Фонда из бюджетов субъектов Российской
Федерации, определен в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября
2011 года № 354-ФЭ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса
на обязательное медицинское страхование неработающего населения»
и составляет 18 864,6 рублей. По сравнению с 2019 годом поступления
страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2020 году
увеличились на 23,7 млрд рублей или на 3,3%.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения за 2020 год
уплачены всеми субъектами Российской Федерации, задолженность
по их уплате отсутствует.
Общий объем поступлений налогов на совокупный доход в 2020 году
составил 1 224,7 млн рублей (231,6% прогнозируемого объема)
и сформировался в основном за счет поступлений от применения
плательщиками специального налогового режима «Налог на
профессиональный доход» в сумме 1 224,3 млн рублей. Значительное
превышение показателя по данному виду поступлений образовалось
в 2020 году по причине предоставления Федеральной налоговой службой
данных, отражающих прогнозируемые поступления только по 23 субъектам
Российской Федерации, без учета корректировок и уточнений в связи
с применением указанного налогового режима с 1 июля 2020 года всеми
субъектами Российской Федерации в рамках эксперимента в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Отмечается, что доходы бюджета Фонда от возврата остатков
субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое
назначение, прошлых лет, объем которых в 2020 году составил
10,9 млрд рублей, увеличились по сравнению с 2019 годом в 7 раз или
на 9,4 млрд рублей. Указанное увеличение сформировалось в основном
за счет возврата остатков межбюджетного трансферта на финансовое
обеспечение организаций ОМС на территориях субъектов Российской
Федерации в сумме 10,5 млрд рублей.
Основную долю (60,5%) дебиторской задолженности по доходам
бюджета Фонда, сумма которой в течение 2020 года сократилась
на 21,9 млрд рублей (22,1%) и на 1 января 2021 года сформировалась
в сумме 77,3 млрд рублей, составила задолженность главных
администраторов доходов Фонда (ФНС России, территориальных фондов
ОМС) в сумме 46,8 млрд рублей. Сумма просроченной задолженности
администраторов составила 42,5 млрд рублей в связи с исполнением
обязанностей плательщиков страховых взносов на ОМС не в полном
объеме.
Общая сумма кредиторской задолженности по доходам на 1 января
2021 года составила 352,6 млрд рублей, что на 26,2 млрд рублей или на 8%
больше, чем на 1 января 2020 года. Просроченная кредиторская
задолженность по доходам на 1 января 2021 года отсутствует. Счетной
палатой Российской Федерации отражено замечание, согласно которому
в нарушение требований Инструкции о порядке составления
и представления годовой, квартальной и месячной отчетности
об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 28 декабря 2010 года № 191н, Фондом не представлена информация
о причинах увеличения кредиторской задолженности по доходам бюджета
в пояснительной записке к бюджетной отчетности Фонда.
Субвенции на осуществление переданных полномочий по организации
ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, составившие
в 2020 году основную долю в расходах бюджета Фонда в сумме
2 225,4 млрд рублей (94,28%), увеличились по сравнению с 2019 годом
на 155,5 млрд рублей или на 7,5%. При этом в 2020 году установлена
несвоевременность в согласовании Фондом 3 территориальным фондам
ОМС объемов финансового обеспечения на выполнение функций
по переданным полномочиям в сфере ОМС при наличии утвержденных
Законом о бюджете Фонда бюджетных ассигнований на 1 января 2020 года.
В 2020 году в соответствии с распоряжением Правительства
Российской Федерации от 6 марта 2020 года № 543-р «Об утверждении
распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета
Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам
территориальных фондов обязательного медицинского страхования для
софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда
врачей и среднего медицинского персонала» за счет средств нормированного
страхового запаса Фонда, сформировавшегося в сумме 21,06 млрд рублей,
направлены иные межбюджетные трансферты территориальным фондам
ОМС на софинансирование расходов по оплате труда врачей и среднего
медицинского персонала в сумме 15,6 млрд рублей.
Также в соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 6 марта 2020 года № 545-р «Об утверждении распределения
в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных
фондов обязательного медицинского страхования на финансовое
обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера
медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе
проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров
населения» за счет средств нормированного страхового запаса,
предусмотренного в бюджете Фонда, территориальным фондам ОМС
предоставлены иные межбюджетные трансферты на софинансирование
расходов на осуществление денежных выплат стимулирующего характера
медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе
проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров
населения в сумме 458,6 млн рублей. При этом Счетной палатой Российской
Федерации установлено, что средства межбюджетного трансферта
на указанные цели практически остались невостребованными в связи
с приостановлением проведения диспансеризации по причине установления
ограничительных мер в период эпидемии коронавируса.
Отмечается сложившаяся тенденция к снижению числа работников
медицинских учреждений, в том числе работников медицинских
организаций первичного звена на фоне увеличения расходов на оплату
их труда.
Также установлено недостижение в 10 субъектах Российской
Федерации планового показателя по заработной плате работников категории
«младший медицинский персонал», который в 2020 году составил в среднем
96,9%, что ниже на 3,1% показателя, установленного Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики». Самое минимальное
значение по указанному показателю среди 10 субъектов Российской
Федерации выявлено в Костромской области (94,5%).
На финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным
с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими
рекомендациям в рамках национального проекта «Здравоохранение»
из федерального бюджета в 2020 году Фонду был предоставлен
межбюджетный трансферт в сумме 120 млрд рублей, что на 71,4% больше,
чем в 2019 году. Так, пациентам с онкологическими заболеваниями было
оказано в 2020 году свыше 5,5 млн медицинских услуг.
Установлено снижение объемов специализированной медицинской
помощи, оказанной населению Российской Федерации в рамках базовой
программы ОМС в условиях дневного и круглосуточного стационара,
в 2020 году на 16,1% и 25,4%.
В 2020 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи
(далее — ВМП), не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета
Фонда направлено 103,1 млрд рублей (в 2019 году — 100,8 млрд рублей),
в том числе:
субсидии федеральным государственным учреждениям на финансовое
обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание ВМП,
не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской
Федерации — 100,6 млрд рублей;
субсидии в форме грантов медицинским организациям частной
системы здравоохранения на финансовое обеспечение ВМП, не включенной
в базовую программу обязательного медицинского страхования,
оказываемой гражданам Российской Федерации — 2,5 млрд рублей.
Согласно данным отчета Фонда в 2020 году более чем 1 млн пациентов
оказана ВМП, не включенная в базовую программу ОМС.
Расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период
беременности, родов и в послеродовой период, а также профилактического
медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни в 2020 году
составили 13,6 млрд рублей (81,9% от запланированного объема).
Уменьшение расходов бюджета Фонда обусловлено снижением уровня
рождаемости, сокращением количества услуг, оказанных женщинам
в период родов и в послеродовой период, а также услуг по диспансерному
(профилактическому) наблюдению детей в течение первого года их жизни
в связи с ограничительными мерами в период пандемии коронавируса.
В 2020 году из федерального бюджета бюджету Фонда на оплату ВМП,
не включенной в базовую программу ОМС, и на оплату медицинской
помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период,
а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение
первого года жизни (родового сертификата) направлены межбюджетные
трансферты в общей сумме 114,76 млрд рублей.
Кассовые расходы Фонда на изготовление и доставку полисов ОМС
единого образца в 2020 году составили 866,9 млн рублей (65,4%
к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда) и уменьшились
по сравнению с 2019 годом на 338,6 млн рублей. Указанное уменьшение
связано с продлением сроков действия ранее выданных временных
свидетельств, подтверждающих оформление полиса ОМС, в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля
2020 года № 432 «Об особенностях реализации базовой программы
обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы
распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной
инфекцией», что привело к сокращению фактической потребности
в полисах ОМС.
В 2020 году Фондом осуществлялись мероприятия по модернизации
государственной интегрированной информационной системы в сфере ОМС
и организации ее информационного взаимодействия с единой
государственной информационной системой, на финансовое обеспечение
которых из резервного фонда Правительства Российской Федерации был
предоставлен Фонду межбюджетный трансферт в сумме 1 млрд рублей.
При этом Счетной палатой Российской Федерации на момент проведения
контрольного мероприятия отмечено, что показатели результативности
использования межбюджетного трансферта на указанные цели
не достигнуты. Кроме того, выявлены нарушения в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Расходы на обеспечение деятельности Фонда в 2020 году исполнены
в сумме 987,4 млн рублей (95,2% к показателю, утвержденному Законом
о бюджете Фонда).
Расходы на заработную плату работников Фонда в 2020 году
по сравнению с 2019 годом увеличились на 71,1 млн рублей или на 33,4%
и составили 284,3 млн рублей.
Уменьшение расходов на профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации, объем которых составил
в 2020 году 6,6 млн рублей (55,4% от показателя, утвержденного Законом
о бюджете Фонда), обусловлено введением ограничительных мер в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции.
Дебиторская задолженность Фонда по расходам в 2020 году
уменьшилась на 3 748 тыс. рублей (95,9 %) и на 1 января 2021 года
составила 158,9 тыс. рублей.
Увеличение кредиторской задолженности Фонда по расходам
на 263 тыс. рублей (7,7 %), которая составила на 1 января 2021 года
3 688,8 тыс. рублей, произошло по причине поступления расчетных
документов после завершения кассовых операций по исполнению бюджета.
Размещение временно свободных средств Фонда в 2020 году
в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 1225 «О размещении
временно свободных средств Федерального фонда обязательного
медицинского страхования и территориальных фондов обязательного
медицинского страхования», как и в 2019 году, не осуществлялось.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона № 1180617–7 «Об исполнении бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год».