Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1180061–7 «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год»

Комитет по вопросам своего ведения рассмотрел проект федерального
закона № 1180061–7 «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации за 2020 год», внесенный 26 мая 2021 года
в Государственную Думу Правительством Российской Федерации,
и отмечает следующее.
Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
(далее — Фонд) в 2020 году осуществлялось в соответствии с Федеральным
законом от 2 декабря 2019 года № 383-ФЭ «О бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021
и 2022 годов» (далее — Закон о бюджете Фонда) и с учетом реализации
дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан,
предприятий и отраслей экономики в целях снижения влияния негативных
последствий пандемии коронавируса.
В 2020 году за счет средств федерального бюджета и из резервного
фонда Правительства Российской Федерации Фонд осуществлял 8 новых
выплат гражданам.
По итогам за 2020 год бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме
10 303,3 млрд рублей, что превысило показатели, утвержденные Законом
о бюджете Фонда на 1 366 млрд рублей или на 15,3% (по сравнению
с 2019 годом увеличение на 1 522,3 млрд рублей), из них в части,
не связанной с формированием средств для финансирования накопительной
пенсии, 10 258,9 млрд рублей (115,4% к показателю, утвержденному
Законом о бюджете Фонда).
Расходы бюджета Фонда за 2020 год составили 9 727,7 млрд рублей
(106,4% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), из них
в части, не связанной с формированием средств для финансирования
накопительной пенсии, 9 691,9 млрд рублей (106,5% к показателю,
утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Сумма межбюджетных трансфертов, полученных из федерального
бюджета, составила 4 786,8 млрд рублей (148,7% к показателю,
утвержденному законом о бюджете Фонда), в том числе: на выплаты
пенсий, пособий и других социальных выплат, финансируемых за счет
средств федерального бюджета, 3 022,1 млрд рублей, на компенсацию
выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных
тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для
отдельных категорий плательщиков 69,3 млрд рублей, на обязательное
пенсионное страхование 1 695,3 млрд рублей. Увеличение объемов
межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета,
в 2020 году обусловлено реализацией мер государственной поддержки
в период пандемии коронавируса. Межбюджетные трансферты из бюджетов
субъектов Российской Федерации поступили в сумме 2,1 млрд рублей.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2020 году
направлено 9 584,7 млрд рублей.
Общий объем профицита бюджета Фонда за 2020 год составил
575,6 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2019 годом
на 421,7 млрд рублей.
Налоговые и неналоговые доходы Фонда составили в 2020 году
5 504,7 млрд рублей.
Доходы Фонда от безвозмездных поступлений в 2020 году составили
4 798,6 млрд рублей.
Доля доходов бюджета Фонда от страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в общем объеме доходов Фонда составила
в 2020 году 52,9% или 5 448,8 млрд рублей (96,3% к показателю,
утвержденному Законом о бюджете Фонда). Снижение поступлений
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обусловлено
введением с 1 апреля 2020 года ограничительных мер в условиях пандемии
коронавируса и установлением льгот по уплате страховых взносов в рамках
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Тариф
страхового взноса на обязательное пенсионное страхование установлен
в размере 22% с сумм выплат до предельной величины базы и в размере 10%
с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для исчисления
страховых взносов.
В ходе проведения сравнительного анализа страховых взносов
на выплату страховой пенсии за 2019 и 2020 годы Счетной палатой
Российской Федерации отмечается, что из 14 видов страховых взносов
произошло увеличение поступлений в бюджет Фонда только по 5 видам
взносов, по остальным видам взносов установлено снижение поступлений.
Наибольшее снижение поступлений по страховым взносам в 2020 году
по сравнению с 2019 годом установлено:
по взносам от организаций, использующих труд членов летных
экипажей воздушных судов гражданской авиации, на 3 787,6 млн рублей
и составило 5 169,1 млн рублей;
по дополнительным страховым взносам на накопительную
пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих
дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию,
на 668,1 млн рублей и составило 3 429,9 млн рублей;
по взносам от организаций угольной промышленности
на 74,3 млн рублей и составило 2 436,6 млн рублей.
Доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных
за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию,
и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих
дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, составили
в 2020 году 67,1 млн рублей.
Доходы от инвестирования средств резерва Фонда по обязательному
пенсионному страхованию составили в 2020 году 8,7 млрд рублей.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном
управлении, составили в 2020 году 6,3 млн рублей.
Дебиторская задолженность Фонда по доходам в 2020 году сложилась
в основном по расчетам по доходам от компенсации затрат и расчетам
по доходам от прочих сумм принудительного изъятия и по состоянию
на 1 января 2021 года составила 185,4 млрд рублей. По сравнению
с 2019 годом дебиторская задолженность по доходам увеличилась
на 103,5 млрд рублей, что обусловлено ростом нарушений в результате
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Фондом,
а также возникновением задолженности на основании вынесенных
в 2020 году обвинительных приговоров судов по делам о коррупционной
направленности.
Кредиторская задолженность Фонда по доходам по состоянию
на 1 января 2021 года составила 1 333 млрд рублей и увеличилась
по сравнению с 2019 годом на 46,8 млрд рублей, что обусловлено оплатой
плательщиками задолженности до вступления в силу вынесенных решений
о взыскании и осуществлением возврата денежных средств, излишне
полученных из бюджета Фонда.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 3 октября
2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»
с 1 января 2020 года установлен размер фиксированной выплаты
к страховой пенсии в сумме 5 686,25 рублей, в результате этого индексация
фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения
к фиксированной выплате неработающим пенсионерам произведена на 6,6%
(в 2019 году — на 7,05%) и средний размер страховой пенсии по старости
неработающих пенсионеров составил 15 978 рублей (в 2019 году −
15 496,20 рублей). Расходы на индексацию страховых пенсий неработающим
пенсионерам составили в 2020 году 374,3 млрд рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 13 марта 2020 года № 270 «Об утверждении коэффициента
индексации с 1 апреля 2020 г. социальных пенсий» с 1 апреля 2020 года
осуществлена индексация на 6,1% пенсий по государственному
пенсионному обеспечению, в том числе социальных пенсий и других
выплат, размер которых зависит от роста социальных пенсий. Средний
размер социальной пенсии составил 9 831 рубль (в 2019 году —
9 287 рублей). Расходы на индексацию социальных пенсий составили
в 2020 году 21,5 млрд рублей.
С 1 августа 2020 года осуществлен перерасчет страховых пенсий
на основании поступивших в 2019 году за застрахованное лицо страховых
взносов, не учтенных при назначении пенсии или корректировке размеров
пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного)
учета. Расходы составили 10,7 млрд рублей.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской
Федерации с 1 февраля 2020 года размеры ежемесячных денежных выплат
отдельным категориям граждан и пособие на погребение увеличены на 3%.
Расходы бюджета Фонда на пенсионное обеспечение в 2020 году
по сравнению с 2019 годом увеличились на 363,7 млрд рублей и составили
8 024,3 млрд рублей (100,1% к показателю, утвержденному Законом
о бюджете Фонда).
Расходы на выплату страховых пенсий в 2020 году в сумме
7 382,1 млрд рублей, которые составляют основную долю среди расходов
на пенсионное обеспечение, по сравнению с 2019 годом увеличились
на 361,6 млрд рублей. Рост расходов обусловлен увеличением среднего
размера пенсий, а также уменьшением численности получателей страховых
пенсий.
Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному
обеспечению в 2020 году составили 484 млрд рублей.
Расходы на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии, объем
которых в 2020 году составил 71,2 млрд рублей (112,4% к показателю,
утвержденному Законом о бюджете Фонда), произведены за счет средств
федерального бюджета в сумме 56,4 млрд рублей и переходящих остатков
средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2020 года
в результате неполного их использования в 2019 году в сумме
14,8 млрд рублей. Отмечается уменьшение расходов на выплату федеральной
социальной доплаты к пенсии в 2020 году по сравнению с 2019 годом
на 23,2 млрд рублей по причине сокращения в 2020 году количества
субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется указанная
доплата неработающим пенсионерам, что привело к сокращению количества
получателей на 1,02 млн человек.
Увеличение расходов бюджета Фонда на социальное обеспечение
населения в 2020 году на 84 млрд рублей, объем которых составил
600,1 млрд рублей (108,9% к показателю, утвержденному Законом о бюджете
Фонда), обусловлено:
- осуществлением Фондом нового вида выплат в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года № 100
«О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской
Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной
войне 1941–1945 годов». Фондом произведены расходы на единовременную
выплату некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с
75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в
сумме 63,4 млрд рублей. В зависимости от категории граждан размеры
указанных выплат были предусмотрены в суммах 50 тыс. рублей и
70 тыс. рублей. На указанные цели в бюджет Фонда поступили
межбюджетные трансферты из федерального бюджета
в сумме 68,3 млрд рублей;
увеличением расходов бюджета Фонда на компенсационные выплаты
неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход
за нетрудоспособными гражданами, объем которых в 2020 году составил
43,7 млрд рублей. Объем межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета на указанные цели составил 44,5 млрд рублей;
увеличением расходов бюджета Фонда на ежемесячные выплаты
неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-
инвалидами и инвалидами с детства I группы, объем которых в 2020 году
составил 65,1 млрд рублей. Объем межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета на указанные цели составил 37,9 млрд рублей.
Отмечается уменьшение расходов на оплату стоимости проезда
пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в 2020 году
на 1,5 млрд рублей, объем которых составил 2,5 млрд рублей. Объем
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели
составил 4,4 млрд рублей.
В 2020 году Фондом на реализацию дополнительных мер социальной
поддержки семей с детьми произведены расходы на общую сумму
649,6 млрд рублей, в том числе:
49,8 млрд рублей на ежемесячную выплату в размере 5 тыс. рублей
семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет и имеющим (имевшим)
право на меры государственной поддержки, предусмотренные в виде
материнского (семейного) капитала;
20,6 млрд рублей на ежемесячную выплату в размере 5 тыс. рублей
семьям, в которых первый ребенок родился (был усыновлен) в период
с 1 апреля 2017 года по 1 января 2020 года;
235,2 млрд рублей на единовременную выплату в размере
10 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет;
8
276 млрд рублей на единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей
на детей в возрасте от 0 до 16 лет;
67,9 млрд рублей на единовременную выплату в размере 5 тыс. рублей
на каждого ребенка в возрасте до 8 лет.
Средства федерального бюджета на предоставление материнского
(семейного) капитала составили в 2020 году 428,3 млрд рублей (в 2019 году −
325,5 млрд рублей). В 2020 году произведена индексация на 3% размера
материнского (семейного) капитала, составившего 466 617 рублей
при условии, что право на дополнительные меры государственной
поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно, а также в случае
рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года,
и 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная
с 1 января 2020 года, а также в случае рождения (усыновления) третьего
ребенка и последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии,
что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки
не возникало.
Расходы Фонда на предоставление материнского (семейного) капитала
в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличились на 26,5 млрд рублей
и составили 317,9 млрд рублей (74,3% к показателю, утвержденному
Законом о бюджете Фонда), в том числе:
на улучшение жилищных условий — 288,4 млрд рублей (в 2019 году —
270,4 млрд рублей);
на получение образования детей —12,7 млрд рублей (в 2019 году —
12,7 млрд рублей);
- на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной
адаптации и интеграции в обществе детей-инвалидов — 4,1 млн рублей;
- на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго
ребенка в 2020 году — 16,9 млрд рублей (в 2019 году — 8,4 млрд рублей).
В 2020 году перечень лиц, у которых возникло право на получение
материнского (семейного) капитала дополнен женщинами, родившими
(усыновившими) начиная с 1 января 2020 года первого ребенка.
Также за счет средств федерального бюджета, полученных Фондом
в 2020 году на предоставление материнского (семейного) капитала,
на формирование накопительной пенсии было направлено 138,4 млн рублей.
Фондом также с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года в целях
обеспечения социальной защиты граждан с учетом введения
ограничительных мер в условиях пандемии коронавируса произведены
специальные ежемесячные выплаты в размере 12 130 рублей гражданам,
принявшим на сопровождаемое или временное проживание инвалидов,
престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Расходы Фонда на указанные цели составили 116,1 млн рублей,
а объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета,
предоставленных Фонду на указанные цели (за счет средств резервного
фонда Правительства Российской Федерации) — 145,6 млн рублей.
Увеличение дебиторской задолженности Фонда по расходам
в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 7,8 млн рублей, сумма которой
по состоянию на 1 января 2021 года составила 221,8 млн рублей, произошло
за счет корректировки налогооблагаемой базы по налогу на имущество,
а также за счет увеличения задолженности Фонда социального страхования
Российской Федерации по оплате листков нетрудоспособности в связи
с увеличением числа заболевших новой коронавирусной инфекцией.
Кредиторская задолженность Фонда по расходам в 2020 году
по сравнению с 2019 годом увеличилась на 7,9 млрд рублей и по состоянию
на 1 января 2021 года составила 75,5 млрд рублей. Из общей суммы
кредиторской задолженности наибольший удельный вес приходится
на неполученные пенсии, пособия и иные социальные выплаты.
Обязательства имеют текущий характер и помимо вышеназванного
включают: исчисленный налог на имущество и земельный налог за
IV квартал 2020 года со сроком оплаты в I квартале 2021 года, полученные
коммунальные, эксплуатационные услуги, услуги связи за декабрь 2020 года,
10
по которым счета на оплату представлены по окончанию отчетного периода.
Расходы на финансово-хозяйственную деятельность Фонда в 2020 году
по сравнению с 2019 годом увеличились на 6,3 млрд рублей и составили
117,7 млрд рублей. Основную долю в данных расходах составили расходы
на выплаты персоналу в сумме 89,1 млрд рублей.
Остатки средств бюджета Фонда в части, не связанной
с формированием средств для финансирования накопительной пенсии,
по состоянию на 1 января 2021 года составили 901,7 млрд рублей
(в 2019 году — 335,2 млрд рублей).
Остатки средств бюджета Фонда в части, связанной с формированием
средств для финансирования накопительной пенсии, по состоянию
на 1 января 2021 года составили 1 107,4 млрд рублей (в 2019 году −
1 098,7 млрд рублей).
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона № 1180061–7 «Об исполнении бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации за 2020 год».