Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1179344–7 «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»

Комитет по вопросам своего ведения рассмотрел проект федерального
закона № 1179344–7 «Об исполнении бюджета Фонда социального
страхования Российской Федерации за 2020 год», внесенный 25 мая
2020 года в Государственную Думу Правительством Российской Федерации,
и отмечает следующее.
Исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской
Федерации (далее — Фонд) в 2020 году осуществлялось в соответствии
с Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 384-ФЭ «О бюджете
Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год
и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее — Закон о бюджете Фонда)
и с учетом реализации дополнительных мер социальной поддержки
отдельных категорий граждан, предприятий и отраслей экономики в целях
снижения влияния негативных последствий влияния пандемии
коронавируса.
По итогам за 2020 год бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме
903,4 млрд рублей, что превысило показатели, утвержденные Законом
о бюджете Фонда на 91,8 млрд рублей (111,3% к показателю, утвержденному
Законом о бюджете Фонда). По сравнению с 2019 годом доходы
увеличились на 17,2%.
Расходы бюджета Фонда за 2020 год составили 1 038,8 млрд рублей
(131,8% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
По сравнению с 2019 годом расходы увеличились на 40,7%.
В целом бюджет Фонда за 2020 год исполнен с дефицитом в сумме
135,4 млрд рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 января 2020 года № 61 «Об утверждении коэффициента
индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году» с 1 февраля
2020 года выплаты, пособия и компенсации проиндексированы на 3%
(в 2019 году — на 4,3%).
Увеличение доходов Фонда в 2020 году по сравнению с 2019 годом
обусловлено тем, что дополнительно 18 субъектов Российской Федерации
(всего в 2020 году 77 субъектов Российской Федерации) перешли
на реализацию пилотного проекта, в соответствии с которым страховые
взносы в бюджет Фонда уплачивались в полной сумме без вычета
производственных расходов на выплату работодателями государственных
пособий (далее — пилотный проект), а также за счет дополнительно
поступивших в бюджет Фонда средств на обеспечение выплат отдельным
категориям медицинских и социальных работников в условия пандемии
коронавируса.
Основную долю в сумме 693,6 млрд рублей (76,8%) в объеме доходов
бюджета Фонда составили поступления от страховых взносов
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний и на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством.
Объем поступлений от страховых взносов на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний увеличился по сравнению с 2019 годом на 2,7 млрд рублей или
2% и составил в 2020 году 134 млрд рублей (100,2% к показателю,
утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Средний размер тарифа страховых взносов на обязательное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний составил в 2020 году 0,50%.
Объем поступлений от страховых взносов на обязательное социальное
страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством (включая недоимку, пени и штрафы) уменьшился
по сравнению с 2019 годом на 23,8 млрд рублей или 4,1% и составил
в 2020 году 559,6 млрд рублей (91% к показателю, утвержденному Законом
о бюджете Фонда). Уменьшение в 2020 году поступлений от страховых
взносов на обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством обусловлено в основном
установлением льгот по уплате страховых взносов, направленных
на поддержку бизнеса в период пандемии коронавируса.
Кредиторская задолженность Фонда перед страхователями в части
превышения произведенных ими расходов над суммой начисленных
страховых взносов на обязательное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством составила в 2020 году
43 122,6 млн рублей.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом в доходы Фонда поступили
денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) за нарушение
законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных
фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования,
бюджетного законодательства на 77,6 млн рублей меньше в сумме
132,6 млн рублей (63,4% к показателю, утвержденному Законом о бюджете
Фонда).
Комитет отмечает, что поступления от налогов на совокупный доход
в 2020 году составили 1,4 млн рублей, что по сравнению с 2019 годом
меньше на 3,2 млн рублей. Поступления по статье «Задолженности
и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным
платежам» в 2020 году составили 9,6 млн рублей (162,7% к показателю,
утвержденному Законом о бюджете Фонда) и уменьшились по сравнению
с 2019 годом на 6,1 млн рублей.
Доходы от размещения средств резерва (временно свободных средств
Фонда, сформированных за счет поступления страховых взносов
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний) в 2020 году составили
3,2 млрд рублей (26,2% к показателю, утвержденному Законом о бюджете
Фонда), что согласно отчету Фонда об исполнении бюджета на 1 января
2021 года связано с отзывом из Федерального казначейства средств
страхового резерва в сумме 160,8 млрд рублей на покрытие дефицита
бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Средства, передаваемые бюджету Фонда от других бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, поступили в 2020 году
в сумме 162,3 млрд рублей, что по сравнению с 2019 годом больше
на 105,5 млрд рублей, из них:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выполнение
Фондом государственных функций в сумме 43,9 млрд рублей,
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи
с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное
социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством в сумме 4,3 млрд рублей;
межбюджетные трансферты из резервного фонда Правительства
Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 6 мая 2020 года № 313 «О предоставлении дополнительных
страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников»
в сумме 19,5 млрд рублей;
межбюджетные трансферты из резервного фонда Правительства
Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 «О государственной
социальной поддержке в 2020 — 2021 годах медицинских и иных работников
медицинских и иных организаций (их структурных подразделений),
оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании,
обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению
новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников,
контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой
коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во временные
правила учета информации в целях предотвращения распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу
отдельных актов Правительства Российской Федерации» в сумме
78,3 млрд рублей;
межбюджетные трансферты из резервного фонда Правительства
Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 1859 «О государственной
социальной поддержке в 2020 — 2021 годах работников стационарных
организаций социального обслуживания, стационарных отделений,
созданных не в стационарных организациях социального обслуживания,
оказывающих социальные услуги (участвующих в оказании социальных
услуг, обеспечивающих их оказание) гражданам, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой
коронавирусной инфекцией, и признании утратившими силу некоторых
актов Правительства Российской Федерации» в сумме 2,7 млрд рублей;
межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда
обязательного медицинского страхования в сумме 13,6 млрд рублей.
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций
и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение,
прошлых лет составили 61,7 млн рублей.
В 2020 году из бюджета Фонда были возвращены в федеральный
бюджет неиспользованные средства межбюджетных трансфертов
в сумме 446 млн рублей и в бюджет Федерального фонда
обязательного медицинского страхования средства неправомерно
израсходованные учреждениями здравоохранения за прошлые периоды
в сумме 221,3 млн рублей.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом произошло существенное
увеличение расходов бюджета Фонда, что обусловлено увеличением
количества субъектов Российской Федерации, принявших участие
в реализации пилотного проекта, повышением с 1 февраля 2020 года
размеров пособий в связи с их индексацией, а также осуществлением
дополнительных выплат, не предусмотренных в 2019 году.
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили
819,6 млрд рублей (132,5% к показателю, утвержденному Законом о бюджете
Фонда).
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности
составили 510,8 млрд рублей (171% к показателю, утвержденному
Законом о бюджете Фонда) и увеличились по сравнению с 2019 годом
на 232 млрд рублей. Превышение указанных расходов обусловлено
выплатами пособий по временной нетрудоспособности лицам в возрасте
65 лет и старше в период нахождения на карантине в сумме
68,6 млрд рублей в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 апреля 2020 года № 402 «Об утверждении
временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения
и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина
застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше» и пособий в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта
2020 года № 294 «Об утверждении временных правил оформления листков
нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной
нетрудоспособности в случае карантина» в сумме 452,8 млн рублей. Средний
размер пособия по временной нетрудоспособности составил в 2020 году
1 020,4 рубля, что на 44,22 рубля больше запланированного.
Расходы на выплату пособий по материнству в 2020 году составили
294,3 млрд рублей (96,5% к показателю, утвержденному Законом о бюджете
Фонда) и увеличились по сравнению с 2019 годом на 3,3 млрд рублей
в связи с повышением минимального размера оплаты пособия по уходу
за ребенком до достижения им возраста полутора лет, размер которого
не может составлять ниже 6 752 рублей независимо от очередности
рождения ребенка в соответствии с Федеральным законом от 8 июня
2020 года № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер,
направленных на обеспечение устойчивого развития экономики
и предотвращения последствий распространения новой коронавирусной
инфекции».
Отмечается снижение рождаемости населения в 2020 году (по данным
Росстата) на 9,6% или на 151,8 тыс. человек по отношению к прогнозному
показателю, что повлияло на уменьшение расходов на выплату пособий по
материнству.
Снижение в 2020 году расходов на выплату пособий по беременности
и родам, объем которых составил 118,4 млрд рублей (92,9% к показателю,
утвержденному Законом о бюджете Фонда), обусловлено сокращением числа
оплаченных дней по беременности и родам по сравнению
с запланированным на 7,3 млн дней. Среднедневной размер пособия
составил 998,34 рублей, что на 71,92 рубля меньше запланированного.
Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному
страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством, составили 156,9 млрд рублей (100,1% к показателю,
утвержденному Законом о бюджете Фонда). Средний размер пособия
составил 11617,68 рублей и увеличился по сравнению с 2019 годом
на 1 104,10 рубля. Количество выплаченных пособий по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет составило 13,5 млн пособий
(в 2019 году — 14,8 млн пособий). Правом на получение этого вида пособия
воспользовались около 1,9 млн граждан (в 2019 году — 2,1 млн граждан).
Расходы на выплату пособий при рождении ребенка составили
в 2020 году 18,6 млрд рублей (90,8% к показателю, утвержденному
Законом о бюджете Фонда) и уменьшились по сравнению с 2019 годом
на 621,2 млн рублей. Средний размер пособия составил 19 575,38 рублей
и уменьшился по сравнению с 2019 годом на 322,1 рубля.
В 2020 году расходы на единовременные пособия женщинам,
вставшим на учет в ранние сроки беременности составили 487 млн рублей
(93,2% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
На уменьшение расходов по данным пособиям повлияло сокращение числа
выплат на 5,3% и уменьшение среднего размера выплат на 11,69 рублей или
1,6%. Средний размер пособия составил 734,46 рублей и увеличился
по сравнению с 2019 годом на 24,21 рубля.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний расходы составили
103,5 млрд рублей (95,2% к показателю, утвержденному Законом о бюджете),
что на 2,8 млрд рублей больше, чем в 2019 году.
Уменьшение в 2020 году расходов на выплату пособий по временной
нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
объем которых составил 2,6 млрд рублей (85% к показателю, утвержденному
Законом о бюджете Фонда), обусловлено уменьшением числа оплаченных
дней по временной нетрудоспособности на 377,5 тыс. дней. Средний размер
дневного пособия в 2020 году составил 1 140,36 рублей.
В 2020 году выплачено 13 тыс. единовременных страховых выплат
на сумму 2,1 млрд рублей (131,5% к показателю, утвержденному Законом
о бюджете Фонда), что на 2,6 тыс. единовременных страховых выплат
больше, чем в 2019 году. Увеличение расходов на единовременные
страховые выплаты связано с увеличением числа выплат на 17% в основном
по выплатам отдельным категориям медицинских работников при
исполнении ими трудовых обязанностей в условиях пандемии коронавируса.
Средний размер выплаты составил 164 362,39 рубля.
Число ежемесячных страховых выплат составило 4,9 млн выплат
на сумму 59,9 млрд рублей (95,6% к показателю, утвержденному Законом
о бюджете Фонда). Снижение указанных расходов сформировалось за счет
уменьшения на 337,6 тыс. числа выплат. Число страховых случаев
уменьшилось по сравнению с 2019 годом на 18,6%.
В 2020 году расходы на медицинскую, социальную
и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение
предупредительных мер по сокращению производственного травматизма
и профессиональных заболеваний составили 23,2 млрд рублей (94,5%
к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Неполное освоение бюджетных ассигнований, предусмотренных
на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию
пострадавших, обусловлено снижением в 2020 году количества страховых
случаев на 18,6% по сравнению с 2019 годом, снижением начальной
максимальной цены государственного контракта на осуществление
санаторно-курортного лечения пострадавших, обеспечением техническими
средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями,
уменьшением расходов на санаторно-курортное лечение, оплаты отпуска и
проезда для получения санаторно-курортного лечения пострадавшим в связи
с ограничительными мерами в условиях пандемии коронавируса.
В 2020 году расходы на финансовое обеспечение публичных
нормативных обязательств составили 889 млрд рублей и увеличились
по сравнению с 2019 годом на 251 млрд рублей в основном за счет
увеличения расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности
лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством, работающим
в возрасте 65 лет и старше в период их нахождения на карантине в связи
с ограничениями в условиях пандемии коронавируса.
Расходы на создание объектов социального и производственного
комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья,
инфраструктуры в 2020 году снизились и составили 178,6 млн рублей (74,3%
к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), что, по данным
Фонда, обусловлено несоблюдением подрядчиками договорных
обязательств. В частности, в связи с признанием Арбитражным судом
подрядчика, осуществляющего строительные работы по административному
зданию Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда, банкротом
потребовалось внесение изменений в проектные решения и проведение
экспертизы измененной проектной документации. Кроме того, неполное
перечисление субсидий центрам реабилитации Фонда связано с увеличением
продолжительности выполнения проектных работ, проведения
государственной экспертизы проектной документации по сравнению с
планировавшимися сроками, а также с введением ограничительных мер в
период пандемии коронавируса. В связи с этим Счетной палатой
Российской Федерации отмечаются риски несоблюдения сроков ввода в
эксплуатацию указанных объектов.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом отмечается увеличение
расходов Фонда на обеспечение инвалидов техническими средствами
реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических
изделий, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на
сумму 3,5 млрд рублей, объем которых составил 32,2 млрд рублей (98,7% к
показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). С 1 июля 2020 года
принятие решений о предоставлении инвалидам технических средств
реабилитации территориальными органами Фонда осуществлялось на
основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре
инвалидов, а в случае отсутствия сведений в указанном реестре — на
основании предоставляемых инвалидом документов.
Образовавшийся по состоянию на 1 января 2021 года в результате
неполного использования федеральных средств остаток в сумме
453,2 млн рублей будет использован Фондом на указанные цели в 2021 году,
в том числе на завершение расчетов по договорам, заключенным
в 2020 году. На формирование указанного остатка средств повлияли
следующие факторы: ограничительные меры в условиях пандемии
коронавируса, поступившие в бюджет Фонда средства от штрафных
санкций, взысканные с поставщиков по причине ненадлежащего
исполнения ими обязательств по государственным контрактам, а также
отказы инвалидов от получения технических средств реабилитации
по причине соблюдения режима самоизоляции на дому.
Отмечается, что с 2020 года в бюджете Фонда впервые были
предусмотрены бюджетные ассигнования за счет средств федерального
бюджета на оказание государственной социальной помощи в виде оплаты
стоимости санаторно-курортного лечения, проезда на пригородном
железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте
к месту лечения и обратно гражданам, не отказавшимся от получения
социальной услуги, в сумме 5,6 млрд рублей. До 2020 года средства
на данные цели, поступающие из федерального бюджета, предусматривались
сводной бюджетной росписью бюджета Фонда. Фактические расходы
составили 4,2 млрд рублей.
Уменьшение расходов на оплату четырех дополнительных выходных
дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, объем
которых составил 4,7 млрд рублей (95,1% к показателю, утвержденному
Законом о бюджете Фонда), обусловлено уменьшением числа оплаченных
дней на 195,3 тыс. дней.
В 2020 году предусмотренные в бюджете Фонда средства
на реализацию прикладных научных исследований в области социальной
политики в размере 25,56 млн рублей не расходовались.
Уменьшение расходов на профессиональную подготовку, объем
которых составил в 2020 году 61,5 млн рублей (68,2% от показателя,
утвержденного Законом о бюджете Фонда), обусловлено переводом
обучения в дистанционный формат, а также отказом от обучения по ряду
программ в связи с их нецелесообразностью в условиях распространения
новой коронавирусной инфекции.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона № 1179344–7 «Об исполнении бюджета Фонда
социального страхования Российской Федерации за 2020 год».