Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект законодательной инициативы № 7–1617 «О внесении изменений в статьи 337 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Рассмотрев проект законодательной инициативы № 7–1617 «О внесении
изменений в статьи 337 и 342 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации» (далее — Проект), внесенный Верховным Советом Республики
Хакасия, комитет отмечает следующее.
Статьей 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее —
Кодекс) определены виды добытого полезного ископаемого, а статьей 342
Кодекса установлены ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее -
НДПИ).
Проектом предлагается уточнить виды полезных ископаемых,
относящихся к углю, в соответствии с классификацией, установленной
Правительством Российской Федерации, в зависимости от способа его добычи,
а также установить ставку НДПИ равной 480 рублям за 1 тонну при добыче
угля открытым способом (за исключением антрацита, угля коксующегося и
угля бурого). В соответствии с действующей редакцией Кодекса в отношении
этой категории угля налоговая ставка составляет 24 рубля за 1 тонну.
Комитет обращает внимание, что предложенная Проектом величина
налоговой ставки не подтверждена расчетами. По мнению комитета,
необходимо дать подробное обоснование указанного повышения налоговой
нагрузки и оценку его влияния, как на величину поступлений в бюджеты
бюджетной системы, так и на экономику добычи угля в разрезе регионов.
Налоговая ставка, в соответствии с Проектом, не применяется при
добыче антрацита, угля коксующегося и угля бурого. То есть по данным видам
угля сохраняются действующие налоговые ставки, что не в полной мере
согласуется с концепцией Проекта, изложенной в пояснительной записке.
В соответствии с Кодексом все налоговые ставки при добыче угля
подлежат корректировке на коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые
ежеквартально Правительством Российской Федерации. Предлагаемая
налоговая ставка корректировке не подлежит. Обоснование данного подхода
также отсутствует.
Комитет обращает внимание, что перенос налоговой нагрузки с налога
на прибыль организаций на НДПИ от добычи угля требует проведения более
комплексного анализа предлагаемых изменений. Также, комитет отмечает, что
вопрос повышения ставок НДПИ в отношении полезных ископаемых и угля, в
частности, добываемых открытым способом, требует оценки влияния такого
решения на смежные отрасли и потребителей. Таких как, изменения на рост
тарифов на тепловую и электрическую энергию, производимую на объектах
угольной генерации, а также рост цен на уголь для предприятий жилищно-
коммунального хозяйства, физических лиц и др.
В соответствии с пояснительной запиской, добыча угля открытым
способом наносит непоправимый ущерб экологии, ведет к гибели лесов,
исчезновению пушного зверя и рыбы, осушению озер и загрязнению рек.
Комитет отмечает, что предлагаемое изменение позволяет учесть различия в
экономических условиях добычи, в том числе более низкую себестоимость угля
при добыче открытым способом, что должно обеспечить, в соответствии с
финансово-экономическим обоснованием к Проекту, увеличение доходов
консолидированного бюджета Российской Федерации на 86 млрд рублей
ежегодно.
Вместе с тем, комитет отмечает, что Парижским соглашением
(Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2019 года
№ 1228 «О принятии Парижского соглашения» от 12.12.2015 года),
определяющим международно-правовой режим в климатической сфере,
основной целью установлено исключение поступления парниковых газов в
атмосферу при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, и
обеспечение перевода мировой экономики на низкоуглеродный путь развития.
При переходе на такую модель развития и реализации в странах-импортерах
мер, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, спрос на уголь
и, соответственно, его экспорт из России будет падать, что приведет к падению
инвестиций в добычу угля открытым способом и создаст условия для
привлечения инвестиций в подземную добычу угля.
Комитет считает возможным поддержать концепцию проекта
законодательной инициативы № 7–1617 «О внесении изменений в статьи 337 и
342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», но обращает
внимание на необходимость его более детальной проработки с учетом
замечаний, а также предполагаемых экономических и финансовых
последствий.
При этом Верховный Совет Республики Хакасия в порядке реализации
права законодательной инициативы может принять решение о внесении
указанного Проекта в Государственную Думу. Однако согласно части 3 статьи
104 Конституции Российской Федерации для его внесения необходимо
заключение Правительства Российской Федерации.