Комитет рассмотрел проект федерального закона № 891666–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – законопроект), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. № Пр-2167 и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2019 г. № СА-П13-1202. Он направлен, прежде всего, на создание интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, что позволит, в том числе, обеспечить прослеживаемость движения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота, лишить недобросовестных участников рынка возможности использования нелегальных схем при осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, минимизировать количество выездных проверок и при этом повысить эффективность осуществления и прозрачность государственного контроля (надзора) на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней.
Законопроектом вводится понятие государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее — ГИИС ДМДК), определяются цели внедрения ГИИС ДМДК и субъекты, представляющие в обязательном порядке информацию в ГИИС ДМДК.
Законопроект предусматривает наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по определению федеральных органов исполнительной власти, представляющих в обязательном порядке информацию в ГИИС ДМДК, порядка функционирования ГИИС ДМДК, порядка подключения субъектов (информационных систем субъектов) к ГИИС ДМДК, требований к аппаратно-программным средствам участников ГИИС ДМДК, а также состава информации, сроков и способов ее представления в ГИИС ДМДК и получения из ГИИС ДМДК.
С этой целью Федеральный закон от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Закон) предлагается дополнить новой статьей 122, а также внести изменения в статью 1 и в ряд других статей Закона.
Кроме того, с целью обеспечения перехода к риск-ориентированной модели при осуществлении контрольно-надзорной деятельности законопроектом предусматривается установление в качестве дополнительного основания для проведения внеплановой проверки при осуществлении федерального государственного пробирного надзора с применением ГИИС ДМДК выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований. Соответствующие изменения предлагается внести в статьи 26 и 261 Закона.
Также в целях сокращения административной нагрузки на отечественных производителей ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней законопроектом вносится изменение в статью 121, предусматривающее добровольность опробования и клеймения ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства независимо от массы изделия.
Ввод ГИИС ДМДК в эксплуатацию планируется по мере готовности модулей ГИИС ДМДК, подключение участников рынка к ГИИС ДМДК также будет осуществляться поэтапно. Согласно статье 2 законопроекта срок ввода ГИИС ДМДК в эксплуатацию определяется Правительством Российской Федерации.
Реализация законопроекта согласно финансово-экономическому обоснованию потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Общая сумма дополнительных расходов федерального бюджета на создание ГИИС ДМДК, эксплуатацию ГИИС ДМДК и переоборудование территориальных органов Федеральной пробирной палаты по предварительным расчетам составит в 2020 году 981 202,0 тыс. рублей, в 2021 году – 67 947,5 тыс. рублей, в 2022 году — 87 451,6 тыс. рублей, в 2023 году и в последующие годы — по 88 313,7 тыс. рублей. Соответствующие средства на 2020 год будут предусмотрены при внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Принятие законопроекта будет способствовать решению задачи повышения эффективности регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней.
С учетом изложенного комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона № 891666–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».