Отзывы на ПФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 808189–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
рассмотрел проект федерального закона № 808189–7 «О внесении изменений
в Федеральный закон „О синдицированном кредите (займе) и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — проект
федерального закона), и отмечает следующее.
Проект федерального закона направлен на совершенствование
механизма синдицированного кредитования и вносит изменения, уточнения
в следующие законодательные акты Российской Федерации:
- Федеральный закон № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе)
и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации»;
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в
редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ);
- Федеральный закон № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате №
4462–1;
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;
- Федеральный закон № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью»;
- Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
- Федеральный закон № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав
на воздушные суда и сделок с ними»;
- Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации
недвижимости».
Изменения, вносимые проектом федерального закона в Федеральный
закон № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее — Федеральный закон № 486-ФЗ), добавляет в перечень кредиторов
по договору синдицированного кредита (займа) дочерние хозяйственные
общества государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», созданные в
целях содействия инвестиционных проектов на территории субъектов
Российской Федерации.
Проектом федерального закона уточняются общие положения и права
кредиторов по договору синдицированного кредита (займа), в том числе при
осуществлении прав кредиторов кредитным управляющим, а также
дополняются нормы, регулирующие порядок совершения действий
кредитным управляющим по договору синдицированного кредита (займа) в
деле о банкротстве должника.
Предусматривается, что кредитный управляющий, действуя в порядке,
предусмотренном Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)», осуществляет права кредиторов в качестве конкурсного
кредитора. Кроме этого устанавливаются нормы, определяющие
возможность вьщеления одним или несколькими участниками синдиката
кредиторов своего требования из состава единого требования,
осуществляемого в деле о банкротстве кредитным управляющим, для целей
осуществления отдельного требования самостоятельно. Допускается, что
договором синдицированного кредита (займа) может быть предусмотрено,
что один или несколько участников синдиката кредиторов, за исключением
кредитного управляющего, вправе самостоятельно обращаться в
арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом и
участвовать в деле о банкротстве должника.
Также проектом федерального закона вводятся нормы, определяющие
порядок принятия участниками синдиката кредиторов решения о подаче в
арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в
соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)».
Кроме того, проект федерального закона дополняет Федеральный
закон № 486-ФЗ новыми положениями, устанавливающими особую модель
правоотношений — «фондированное субучастие», подразумевающую
распределение между его сторонами не только рисков неполучения
прибыли, но рисков невозврата заемщиком средств, полученных по договору
синдицированного кредита (займа).
В проектируемой статье 101 Федерального № 486-ФЗ предложен ряд
норм, регулирующих отношения сторон по соглашению о финансировании
участия в кредите (займе). Устанавливается возможность заключения одним
из участников синдиката кредиторов соглашения о финансировании участия
в кредите или займе с третьим лицом (внешним участником). В силу
соглашения о финансировании участия в кредите (займе) его стороны
действуют в общих интересах, при этом внешний участник передает
участнику синдиката денежные средства в определенном размере, а участник
синдиката, получив такие денежные средства, с их помощью осуществляет
свои права и исполняет обязанности по договору синдицированного кредита
(займа).
Участник синдиката кредиторов не отвечает перед внешним
участником за неисполнение заемщиком и кредитным управляющим своих
обязательств по договору синдицированного кредита (займа).
Существенным условием соглашения о финансировании участия в
кредите (займе) помимо наименования заемщика и суммы предоставляемых
участнику синдиката кредиторов денежных средств, является сумма
передаваемых внешнему участнику денежных средств (но в размере не
меньшем, чем сумма денежных средств, предоставленных внешним
участником участнику синдиката кредиторов по соглашению о
финансировании участия в кредите (займе)), при условии получения этих
денежных средств участником синдиката кредиторов от заемщика по
договору синдицированного кредита (займа) или порядок определения этой
денежной суммы.
В проектируемой части 16 новой статьи 101 Федерального закона
№ 486-ФЗ, регулирующей порядок заключения соглашения о
финансировании участия в кредите (займе), указано, что к отношениям
сторон по соглашению о финансированию участия в кредите (займе) не
применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о
договоре займа и о кредитном договоре, при этом из текста проекта
федерального закона не ясно, как квалифицировать вышеуказанное
соглашение с точки зрения Гражданского кодекса Российской Федерации, а
также в целях бухгалтерского учета и налогообложения.
Отмечаем также, из предмета соглашения о финансировании участия в
кредите (займе) и существенных условий вышеуказанного соглашения
невозможно сделать однозначный вывод о возмездности или
безвозмездности соглашения. Аналогичные замечания относятся к статье
проекта федерального закона, регулирующей правоотношения внешнего
участника и третьего лица.
Проект федерального закона предлагает внесение в действующее
законодательство изменений и дополнений, направленных на облегчение
процедуры государственной регистрации или учета залога при заключении
договора управления залогом или договора синдицированного кредита
(займа), что позволит оптимизировать использование обеспечения (залога).
По мнению комитета, реализация положений проекта федерального
закона будет способствовать дальнейшему развитию рынка
синдицированного кредитования.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету и
финансовым рынкам с учетом высказанных замечаний поддерживает
концепцию проекта федерального закона № 808189–7 «О внесении
изменений в Федеральный закон „О синдицированном кредите (займе) и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».